Папки-передвижки

Основная характеристика зарубежных и отечественных теорий игры

Светлана Давыдова
Основная характеристика зарубежных и отечественных теорий игры
▼ Скачать + Заказать документы

Особая роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста требует насыщения ею всего педагогического процесса детского сада. Для игры отводится время до завтрака и после него, игра является важнейшим способом организации непосредственной образовательной деятельности детей, игры организуются также и на прогулке, и во второй половине дня.

Наиболее полноценно игры организуются во второй половине дня, Важно воздавать условия для разных видов игр: сюжетно-ролевых, Режиссерских, театрализованных, игр с правилами.

Публикация «Основная характеристика зарубежных и отечественных теорий игры» размещена в разделах

В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель широко использует игровые технологии обучения детей (например, логико-математические и дидактические игры). Игра выступает как оболочка — некое обрамление образовательной деятельности (например игра-путешествие и др.). В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, способствуют повышению познавательной активности стимулируют проявления творчества.

В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяют три класса игр:

игры, возникающие по инициативе ребенка (детей) :

самостоятельные игры (игра-экспериментирование,

самостоятельные сюжетные игры (сюжетно - отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);

игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);

досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные;

игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:

- традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым)

СРИ имеет следующие структурные компоненты: сюжет, игровые действия, содержание, роль.

Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:

бытовые (игры в семью, детский сад,

производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин,

общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку).

Игровые действия (крутит руль автомобиля, готовит обед и др.) – одно из основных средств реализации. Выделяют два вида игровых действий: оперативные и изобразительные – "как будто".

Содержание игры, отмечает Д. Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Например, дети мл. гр., изображая в игре врача, многократно повторяют одни и те же действия, дети ст. гр., договариваясь об игре в больницу, уточняют, какие специалисты будут лечить больных: хирург, окулист, детский врач.

Содержание СРИ воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет.

Роль - средство реализации сюжета и главный компонент СРИ.

Для ребенка роль – это игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.

В. И. Ядэшко, В. Я. Сохин выделяют еще такие компоненты сюжетно-ролевой игры : игровой замысел, правила.

Игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут играть дети: в магазин, в "детский сад" и т. д.

Правила (в процессе игры устанавливаются самими детьми, а в некоторых играх взрослыми) призваны определять и регулировать поведение и взаимоотношения играющих. Они придают игре организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.

На протяжении дошкольного детства развитие роли в СРИ происходит от исполнения ролевых действий к ролям образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть и т. д. Затем появляются ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я - мама, я – врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действия с предметами: врач подбирает для лечения карандаш – градусник, рвет бумажки для горчичников и др. Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых, деятельность которых требует определенной атрибутики. Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего возраста используют игрушки, реальные предметы, а также предметы – заместители. Ролевое взаимодействие между играющими осуществляется посредством предметно-игровых действий: врач лечит больного, измеряя температуру, делая уколы и т. п.

В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым моментом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница заботится о детях, капитан ведет корабль). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов. В этом возрасте ролевая речь становится средством взаимодействия. Поскольку у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры – процесс довольно эмоциональный. Помощь педагога необходима.

В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые по их представлениям, не соответствуют их полу. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений.

Публикации по теме:

Характеристика игр с готовым содержанием и правилами. У каждого народа имеются игры, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Те и другие передавались.

Характеристика организации здоровьесберегающей деятельности в ДОХарактеристика организации здоровьесберегающей деятельности в ДО Работа в ДО по сохранению и укреплению здоровья детей связана не только с деятельностью воспитателей, но и всех специалистов: педагога-психолога,.

Магнитная доска как основная часть «Говорящей стены» в группеМагнитная доска как основная часть «Говорящей стены» в группе Технология "Говорящие стены" очень интересна и позволяет детям увидеть и понять, а взрослым представить в понятном и выигрышном свете изучаемый.

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования. Основная образовательная программа ДО Основная образовательная программа дошкольного образования – это обязательный документ, который должен быть в каждом образовательном учреждении,.

Основная образовательная деятельность по физическому развитию во второй младшей группе «Путешествие с Колобком» Цель: Совершенствование умения и навыков в основных видах движений на занятии, формирование потребности и желания заниматься физкультурой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Основная характеристика зарубежных и отечественных теорий игры
Опубликовано: 17 сентября 2024 в 19:56
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основная характеристика зарубежных и отечественных теорий игры» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Давыдова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД