Светлана Давыдова
Основная характеристика зарубежных и отечественных теорий игры
▼ Скачать + Заказать документы
Особая роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста требует насыщения ею всего педагогического процесса детского сада. Для игры отводится время до завтрака и после него, игра является важнейшим способом организации непосредственной образовательной деятельности детей, игры организуются также и на прогулке, и во второй половине дня.
Наиболее полноценно игры организуются во второй половине дня, Важно воздавать условия для разных видов игр: сюжетно-ролевых, Режиссерских, театрализованных, игр с правилами.
Публикация «Основная характеристика зарубежных и отечественных теорий игры» размещена в разделах
В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель широко использует игровые технологии обучения детей (например, логико-математические и дидактические игры). Игра выступает как оболочка — некое обрамление образовательной деятельности (например игра-путешествие и др.). В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, способствуют повышению познавательной активности стимулируют проявления творчества.
В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).
Выделяют три класса игр:
игры, возникающие по инициативе ребенка (детей) :
самостоятельные игры (игра-экспериментирование,
самостоятельные сюжетные игры (сюжетно - отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);
игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:
игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);
досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные;
игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:
- традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым)
СРИ имеет следующие структурные компоненты: сюжет, игровые действия, содержание, роль.
Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:
бытовые (игры в семью, детский сад,
производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин,
общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку).
Игровые действия (крутит руль автомобиля, готовит обед и др.) – одно из основных средств реализации. Выделяют два вида игровых действий: оперативные и изобразительные – "как будто".
Содержание игры, отмечает Д. Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Например, дети мл. гр., изображая в игре врача, многократно повторяют одни и те же действия, дети ст. гр., договариваясь об игре в больницу, уточняют, какие специалисты будут лечить больных: хирург, окулист, детский врач.
Содержание СРИ воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет.
Роль - средство реализации сюжета и главный компонент СРИ.
Для ребенка роль – это игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.
В. И. Ядэшко, В. Я. Сохин выделяют еще такие компоненты сюжетно-ролевой игры : игровой замысел, правила.
Игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут играть дети: в магазин, в "детский сад" и т. д.
Правила (в процессе игры устанавливаются самими детьми, а в некоторых играх взрослыми) призваны определять и регулировать поведение и взаимоотношения играющих. Они придают игре организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.
На протяжении дошкольного детства развитие роли в СРИ происходит от исполнения ролевых действий к ролям образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть и т. д. Затем появляются ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я - мама, я – врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действия с предметами: врач подбирает для лечения карандаш – градусник, рвет бумажки для горчичников и др. Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых, деятельность которых требует определенной атрибутики. Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего возраста используют игрушки, реальные предметы, а также предметы – заместители. Ролевое взаимодействие между играющими осуществляется посредством предметно-игровых действий: врач лечит больного, измеряя температуру, делая уколы и т. п.
В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым моментом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница заботится о детях, капитан ведет корабль). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов. В этом возрасте ролевая речь становится средством взаимодействия. Поскольку у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры – процесс довольно эмоциональный. Помощь педагога необходима.
В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые по их представлениям, не соответствуют их полу. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений.