Галикаева Наталья
План-конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию для старших дошкольников «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Осень в картинах художников и музыке композиторов. Цвета осени. Явления природы осенью. Деятельность человека осенью.
Публикация «План-конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию для старших дошкольников „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Аннотация: Художественно-эстетическое развитие согласно ФГОС ДО предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
В современной эстэтико–педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения к окружающему миру в процессе восприятия и создания художественных образов. Художественный образ лежит на основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным связывающим понятием в системе эстетического воспитания. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятия художественных образов и выразительность явлений.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» объединила в себе такие образовательные области как «Музыка», «Художественное творчество» и «Чтение художественной литературы». В этом объединении большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребёнку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способствовать к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, но в целом назначение любого вида искусства – это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссёра, зависит от работы педагогов.
Тема: Осень в картинах художников и музыке композиторов. Цвета осени. Явления природы осенью. Деятельность человека осенью.
Ведущий вид деятельности: Художественно- эстетическая.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель перспективная: Расширить представление детей о таком явлении года как осень. Углубить знание детей об осени.
Цель актуальная: закрепить представления детей о характерных признаках осени, осенних явлениях, деятельности человека
Образовательные задачи:
Обучающие.
Закреплять представления об изменениях, происходящих осенью в природе;
Учить детей называть приметы осени, изменения в природе.
Воспитывающие.
Воспитывать любовь к природе.
Воспитывать познавательный интерес, эстетический вкус, чуткость к восприятию красоты окружающего мира;
Учить детей называть приметы осени, изменения в природе.
Развивающие.
Развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии;
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры.
Техника выполнения творческой работы: Приклеивания деталей аппликации на готовый шаблон.
Оборудование к занятию: магнитная доска, магниты, иллюстрации художников, магнитофон, флэшка.
Материалы и средства: Костюм «Осени». Листья клена (4 цветов,обручи (четырех цветов). Цветная бумага,трафареты, карандаш, клей, ватман (с нарисованным стволом дерева).
Зрительный ряд: Произведения русских художников: «Золотая осень» «Фонари» Леонид Афремов,»Осенний лес» В. Рыбакова.
Литературный ряд: Стихи Ивана Бунина «Листопад» А. С. Пушкин «Унылая пора»
Музыкальный ряд: Отрывок из композиции П. И. Чайковского «Времена года» «Осенняя песня
Игровая ситуация или игровой прием:
«Угадай картину» (словесная игра)
Цель: Учить детей находить по словесному описанию картину.
Материал: Репродукция картины.
Описание игры: 1 вариант. Педагог описывает картину какого-либо художника, не называя её и не рассказывая, какие цвета использовал художник. Например: «На картине изображена речка» Дети рассказывают, какими красками и оттенками изображено всё, о чём рассказал воспитатель. Затем воспитатель показывает репродукцию картины детям. Побеждает тот, ответ которого наиболее близок к истине.
Игра «ДА или НЕТ». Дайте правильный ответ.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер налетает?
Туманы осенью плывут?
Ну,а птицы гнёзда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаём ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Словарная работа: формирование культуры речевого общения. развитие диалогической речи.
Предварительная работа с воспитанниками:
На прогулках- обращать внимание детей на краски природы, неба и земли. Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий с изображением осенних деревьев с разным настроением,
Чтение произведений об осени, загадок, примет и пословиц,
Слушание музыкальных композиций.
Взаимодействие с родителями: Поделка на тему «Осень красавица». Организация образовательного пространства:
1 – выставочное пространство,
2 – игровое пространство,
3 – пространство для творчества.
Предполагаемый результат: соответствует поставленным задачам.
Методическое обоснование занятия: методы, приемы, средства, игровые и проблемные ситуации на каждом этапе занятия. Методическое обоснование включает в себя: педагогические приемы, т. к. «дополните рисунок», «угадай, что перепутано на картине», «оживи портрет» и т. д., формы: работа в парах, с родителями, в малых группах, с художником и т. д., образовательные технологии, например: «живая линия» (И. А. Лыкова) и т. д.
Сценарий занятия.
1 этап- сюрпризный момент.
Звучит отрывок из музыкиП. И Чайковского «Времена года» «Осенняя песня». В группу входит воспитатель.
-Здравствуйте дети! Вас ждет сюрприз! Какой? ТЕЛЕГРАММА.
_ Давайте прочитаем ее.
«Страна Искуства-крохотный остров»
На карте,конечно,ее не найти,
Но добраться сюда и без компаса просто.
До этого места -3 шага пути.
2 этап – просматривание картин художников, беседа по вопросам, дидактическая игра «Да или нет.
Давйте рассмотрим картины художников на нашу тему «Осень»:И. Левитана «Золотая осень»1985г., Л. Афремов
Давайте вспомним, что же такое осень? (время года)
- С какого месяца начинается Осень?
-После какого времени года начинается осень?
-Какой второй месяц, третий?
-Какие приметы осени вы знаете?
Вспомнить приметы нам поможет игра:
Игра «Да или Нет» .Дайте правильный ответ.
Осенью цветут цветы?
Осенью ростут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер налетает?
Туманы осенью плывут?
Ну, а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки щапки надеать?
Физ минутка: Игра «Осеннии листья клена»
Подготовка к игре: Для игры понадобися 4 обруча: красного,желтого, зеленого коричневого.
Листья клена, вырезанные из цветной бумаги тоже четырех цветов:красный,желтый, зеленый,коричневый.
Цели игры: закрепления названий цветов,развитие быстроты реакции.
Ход игры.
Все обручи лежат на на полу в разных частях комноты. Каждый ребенок держит один или два листья клена.
Воспитатель:Подул ветер.
Дети поднимают одну или две руки вверх с осенними листочками клена и и размахивают ими.
Играет музыка.
Под музыку дети бегают по всей комнате в рассыпную,размахивая листочками. Как только музыка останавливается дет бегут в обруч своего цвета. Тот,кто забежал не в свой обруч, выходит из игры.
3 этап. Прослушивание стихов известных поэтов про «Осень»: А. С Пушкин «Унылая пора» ,Иван Бунин «Листопад».
4этап. Практическая часть.
Сейчас ребята я вам предлагаю выполнить совместную работу и сделать осеннее дерево.
Подготовка к выполнению работы: нам понадобится ватман на котором изображен ствол дерева с ветками, цветная бумага трафарет листьев.
Ход занятия :каждый ребенок берет трафарет и, карандаш и предложенную на выбор цветную бумагу. Обводим по трафарету листик на цветной бумаге и вырезаем его. Получившийся листок приклеиваем к нашему стволу дерева на ватмане.
5 этап-Итог
Воспитатель крепит коллективную работу «Осеннее дерево настроения» к магнитной доске.
-Вот и закончили мы свами нашу работу. Смотрю на нее и нимогу налюбоваться.
Задает вопрос :Понравилось вам наше занятие?
Что вам больше понравилось?
Какие трудности вы преодолели?
Приложение.
Александр Пушкин
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
И каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят - я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн - таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
Иван Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой…