МААМ-картинки

Оригами как средство развития мелкой моторики обучающихся с ограниченными возможностями

Иванова Алина Алексеевна
Оригами как средство развития мелкой моторики обучающихся с ограниченными возможностями
▼ Скачать + Заказать документы

Оригами как средство развития мелкой моторики обучающихся с ограниченными возможностями

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончике их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерство в детской ладошке, тем умнее ребенок»

Сухомлинский В. А.

Недоразвитие мелкой моторики является характерной особенностью у детей с ограниченными возможностями здоровья. Это подтверждается исследованиями А. В. Антаковой - Фоминой, М. И. Кольцовой, Е. И. Исениной. По данным исследователей, к сфере мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи человека неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Публикация «Оригами как средство развития мелкой моторики обучающихся с ограниченными возможностями» размещена в разделах

Введение занятий, связанных с развитием дефицитарных возможностей учащихся, во внеурочную деятельность, позволяет успешно корректировать развитие мелкой моторики, а т. ж. таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. К таким многофункциональным занятиям можно отнести занятие оригами.

Значение и актуальность оригами для развития, образования и воспитания учащихся с использованием занимательного материала исторически и научно доказано многими учеными и исследователями. Итак, оригами :

• повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обоих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей

развивает мелкую моторику кисти и глазомер

• стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

• расширяет коммуникативные способности детей.

• совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

• воспитывает толерантное отношение круг к другу, уважение к традициям народов мира.

Цель: Оценить эффективность применения оригами на занятиях, для развития мелкой моторики у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

Обучающие : Знакомство с японским искусством оригами, историей бумаги, историей развития оригами во всем мире. Знакомство с базовыми формами оригами. Закрепление основных геометрических и математических понятий. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий. Обучение различным приёмам работы с бумагой. Учить примененять знания, полученных на уроках природоведения, труда, изобразительного искусства и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Коррекционные: Развитие мелкой моторики рук и глазомера. Развитие внимания, памяти, абстрактного мышления, пространственного воображения, кругозора. Развитие художественного вкуса, творческих способностей учащихся. Расширение коммуникативных способностей детей.

Воспитательные: Воспитание интереса к искусству оригами. Уважение к традициям народов мира. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Методы используемые при проведении занятий.

Наглядный – демонстрация способов действий, показ образца.

Словесный – рассказ педагога, беседа. Задаваемые детям вопросы ориентируют их на необходимость рассуждать, анализировать, стимулируют самостоятельный поиск решения познавательной задачи.

Практический и игровой - методы включают упражнения и игры для развития моторики кисти и пальцев рук. Игровые упражнения на развитие умения ориентироваться в плоскости листа.

Приё мы используемые в работе:

• Мотивация к выполнению (участие в выставках, подарки к праздникам);

• Обсуждение правил, пользования орудием труда, например тема беседы «Как работать безопасно с инструментами»;

• Комментирование способа выполнения действий;

• Художественное слово, использование, как стихотворений, так и загадок;

• Вопросы к детям;

• Выполнение работы небольшими частями;

• Физкультурно-оздоровительные паузы;

• Приемы самоорганизации, самооценивания.

Принципы работы:

• Принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;

• Принцип развития;

• Принцип взаимодействия;

• Отбор содержания доступного детям;

• Постепенного усложнения программного содержания;

• Индивидуального подхода к детям.

Что же такое оригами, о котором идёт речь? На этот вопрос японцы ответили 7 веков назад. Оригами - искусство складывания из бумаги, древнее японское изобретение и одно из самых распространённых по сию пору в Японии детских (и не только детских) занятий и увлечений, при котором «голова работает руками». Своё название оно получило от японских слов «ори» -складывать и «гами»-бумага. Оригами складывают ТОЛЬКО из бумаги. В России простейшие оригами известны каждому - бумажные самолётики, гармошки, кораблики, пилотки и т. п. Достоверно известно, что поделки из бумаги складывали Лев Толстой и юный российский император Николай II.

Из обычного листа бумаги оригамист может создать самые разнообразные фигуры: птица, животное, растение, человек, здание, автомобиль и т. д. Чтобы добавить фигурам оригинальности и неповторимости, для складывания можно использовать цветную бумагу. Также можно создавать поделки из треугольных модулей, используя приемы модульного оригами. В классическом оригами для создания фигурок нужен один квадратный равномерно окрашенный лист бумаги, и никаких ножниц и клея - и процесс пошёл. В проведении занятий оригами предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работ: от создания фигурок до сочинения сказок с последующей их драматизацией.

Одно из главных условий освоения бумажного складывания – стиль общения педагога с учащимися, использование личностно-ориентированного подхода. Бумага дает возможность проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества, а работа с учащимися специальной (коррекционной) школы строится именно на ситуации успеха.

На занятиях оригами можно не только складывать разнообразные фигурки, но и изучать обряды разных народов, петь, играть, сочинять истории, сказки, знакомиться с персонажами фольклора разных стран.

Занимаясь с детьми оригами, я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся умели получать радость от творчества, делились бы ей с окружающими, использовали полученные знания в жизни. В ходе работы у ребят проявляется самостоятельность, они фантазируют, творят.

Краткое содержание работы по оригами на занятиях

Курс занятий по обучению оригами лучше осваивать в 3 этапа т. к. данная деятельность имеет большой диапазон уровней сложности, которые постепенно возрастают и усложняются. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами – простые фигуры. Именно на их основе составляются более сложные формы. Всего в оригами насчитывается двенадцать базовых форм.

На 1 этапе все изделия основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт».

На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат детям дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. В методической литературе педагогу рекомендуется на этом этапе демонстрировать учащимся процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Педагог должен последовательно предъявлять учащимся по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем - лишь отдельные наиболее важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.

На 2 этапе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети знакомятся с новыми базовыми формами: «Дом», «Дверь», «Рыба» и выполняют изделия на их основе. В это время учащиеся более подробно знакомятся с международной системой условных знаков оригами, зарисовывают в альбомы условные знаки и схемы складывания базовых форм. Учатся выполнять изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но на схемы. На втором году обучения предлагаются для работы простые схемы, демонстрирующие последовательность сборки изделия. В начале обучения на этом этапе необходим подробный устный разбор последовательности выполнения изделия и контроль наиболее сложных операций. А затем можно предлагать некоторые простые схемы и для самостоятельной работы. Некоторые наиболее простые схемы можно также рисовать на доске по ходу изготовления изделия.

На 3 этапе учащимся становятся доступны уже самые сложные базовые формы: «Катамаран», «Птица», «Лягушка». Работы, выполняемые на 3 этапе, отличаются своей сложностью. Большое место занимают объемные и двигающиеся изделия. Учащиеся работают со схемами, нарисованными на доске или в книге. Этот этап предполагает большой объём самостоятельной работы учащихся со схемами оригами из различных книг. В это время педагог оказывает лишь небольшую индивидуальную консультативную помощь учащимся.

Заключение.

Сегодня история развития искусства складывания из бумаги (оригами) в России насчитывает много лет. Вопрос объективной научной оценки результатов занятий оригами (не только детей, но и взрослых) привлекает профессиональное внимание психологов, педагогов, родителей и детей.

Занятия оригами, позволяют детям испытать свои возможности и проявить следующие способности:

• конструктивные - при создании фигурки из одного листа бумаги путём его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединённых при помощи клея;

• изобразительные - за счёт частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применение цветовых сочетаний, чередования цвета;

• творческие - изобретение новых вариаций на классические модели, изобретение новых фигурок;

• оформительские - изготовление открыток, оформление помещений к празднику;

• театральные - обыгрывание сложенных моделей, инсценированные с их помощью сюжетов из произведений детской литературы.

Считаю, что занятия оригами это идеальный способ развития мелкой моторики, а также всестороннего развития учащихся, а самое главное увлекательный способ досуга. Работа по исследованию возможностей оригами для развития мелкой моторики учащихся специальной (коррекционной) школы продолжается.

В приложении к выше сказанному прилагаю сказку, которую, показала учащимся своего класса на самом первом занятии оригами для увлечения данным видом искусства.

Литература

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений

2. VIII вида 5-9 кл. Под ред. Воронкова В. В.

3. «Пальчиковые игры и гимнастика»

4. И. Павленко. Развитие мелкой моторики рук школьников. М, 2009

5. Афонькин С. Ю., Лежнева Л. В., Пудова В. П. Оригами и аппликация, С-Пб, «Кристалл», 1998

6. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Уроки оригами в школе и дома», М. :

7. Аким, 2007., 206 с. (рек. Мин. образования РФ).

8. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992

9. ГончарВ. «Игрушки из бумаги», М. : Аким, 97, 64 с. Долженко Г. И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999

10. Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. С-Пб, «Дельта», 1996

11. Сержантова Т. Б. «365 моделей оригами», М. : Айрис, 2000 г. Соколова С. В. Игрушки-оригамушки. С-Пб, «Химия», 1997

12. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рукСалфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук «Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук». «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Бисероплетение как средство развития мелкой моторикиБисероплетение как средство развития мелкой моторики Сроки реализации, продолжительность проекта Продолжительность с сентября 2019 по март 2020 года. Долгосрочный. Тип проекта Творческий Участники.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностямиИспользование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Назначение Занятие.

Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития мелкой моторики» Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Развитие тонкой моторики.

Консультация для родителей «Вышивание как средство развития мелкой моторики» «Рука - вытекший наружу мозг!» (Кант) Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем,.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 летТестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 лет Лепка – один из видов продуктивной деятельности, значение которой очень высоко, так как она влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оригами как средство развития мелкой моторики обучающихся с ограниченными возможностями
Опубликовано: 19 декабря 2021 в 14:44
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оригами как средство развития мелкой моторики обучающихся с ограниченными возможностями» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Алина Алексеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД