земфира каримова
Организованная образовательная деятельность по реализации национального компонента «Занавеска (шаршау)»
▼ Скачать +Заказ
Организованная образовательная деятельность по реализации национального компонента
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить детей с особенностями быта башкир.
2. Закреплять представления детей об отдельных элементах внутреннего пространства жилища:
— занавесь (шаршау) разделяет башкирское жилище на два неравных отделения: большее — мужское (гостевое, меньшее — женское.
Публикация «Организованная образовательная деятельность по реализации национального компонента „Занавеска (шаршау)“» размещена в разделах
3. Познакомить детей с особенностями художественного оформления занавеси (цветовое решение, особенности орнамента, его композиции, техническое исполнение: вышивка, тканый узор).
4. Закреплять умение детей использовать шаблоны, знакомые приемы вырезания ножницами.
5. Развивать композиционные умения.
Предварительная работа:
Загадки «Ее место там, где невеста», «Липнет к углам, делит избу пополам» (занавесь — шаршау).
Материалы и пособия:
1. Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисти, салфетки.
2. Шаблоны отдельных мотивов башкирского орнамента («ку-скар», лесенка и др.).
3. Длинные бумажные прямоугольники (1/2 листа, разрезанного вдоль).
Задание: Оформить занавесь орнаментальным узором.
Ход занятия
Воспитатель:
— Ребята, мы сегодня приглашены в гости нашими друзьями Айгуль и Салаватом в башкирскую юрту (куклы здороваются с детьми и приглашают войти в юрту). Осмотритесь и отгадайте загадки «Ее место там, где невеста», «Липнет к углам, делит юрту пополам». Что это такое?
Да, это занавесь — шаршау. Для чего в башкирской юрте и избе использовали занавесь? Она разделяет юрту на две неравные части. Большая часть юрты как называется? Мужская половина. А меньшая? Женская. Посмотрите, что здесь располагается. Посуда, печь, пищевые припасы. Она была менее почетной. Это хозяйственная часть жилища. Левая половина была более просторной и нарядной. Как вы думаете, для чего так украшали эту половину юрты? Здесь встречали гостей, и эту часть юрты называют еще гостевой. А знаете, как еще использовали занавесь — шаршау? При проводах невесты из родительского дома или при встрече в доме жениха она шла под растянутой над ее головой шаршау. Эта занавесь как бы оберегала ее от зла, недоброго взгляда.
Рассмотрим образцы таких занавесей. Орнамент на занавесях покрывает все центральное поле, обрамленное широкой каймой. Какие фигуры вы видите в узорах орнамента? В основном это квадраты, ромбы и многоугольники. Считается, что ромбовидный узор приносит благополучие, удачу в дом, оберегает от несчастий. А каких цветов больше в узорах? Да, на шаршау мастерицы использовали в основном теплые цвета, созвучные, похожие на цвет ярких лучей солнца, которое обладает особой силой. Оно прогоняет тьму и порождаемое ею зло. От этого зла человеку нужно было защищаться. Для этого и применялся такой орнамент.
Посмотрите, какие цвета в узоре сочетаются друг с другом? Красный и зеленый, красный и желтый, желтый и зеленый и т. д. Красота башкирских узоров достигается сочетанием разных цветов, которые располагаются на цветной основе. Самый излюбленный, красный цвет, — это знак огня. Огонь давал жизнь, обогревая жилище, и предоставлял возможность приготовить пищу. Зеленый цвет — символ жизни, цвет весны, пробуждения природы. Желтый цвет — символ тепла, солнца.
Продолжая беседу с детьми, подчеркнуть, что в каждом случае народная мастерица продумывает, какие взять цвета, чтобы орнамент получился ярким и нарядным, чтобы он не был похож на орнаменты других мастериц.
Дания предлагает выполнить занавесь в технике аппликации для подарка ее друзьям. Вспомнить с детьми, как можно использовать шаблоны элементов башкирского узора. Выяснить, какого цвета они возьмут фон, как расположат узор на заготовке: в середине или только по кайме и т. д.
В итоге Амир и Дания отбирают аппликации, в которых переданы разные варианты выполнения задания. При этом важно проанализировать их с точки зрения отображения красоты цветовых сочетаний элементов, ритмичности их наклеивания, аккуратности выполнения аппликации, адекватности башкирским орнаментам. Поощрять творческие проявления в подборе сочетаний цветов и расположении элементов в орнаментах.