Светлана Бондаренко
Организованная образовательная деятельность по экологическому воспитанию «На лугу»
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность по экологическому воспитанию (средняя группа 4-5 лет)
С. Н. Бондаренко
«НА ЛУГУ»
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
— закладывать основы экологического воспитания;
— дать представление о луговых цветах;
— активизировать наблюдательность;
— расширять словарь детей за счет имен существительных (одуванчик, колокольчик, мак, луг, семена, парашют, бабочка.);
Публикация «Организованная образовательная деятельность по экологическому воспитанию „На лугу“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
— закреплять в речи имена прилагательные (луговой,цветочный, ароматный, душистый,лекарственный, нарядный);
— развивать связную речь-давать полные ответы на вопросы, вести беседу в форме диалога;
— развивать звукопроизношение (уточняем произнесение изолированного
звука «Ш»);
— совершенствовать внимание и память;
— развивать пространственную ориентацию — умение строиться в шеренгу; вставать по кругу; определять направления «вверх», «вниз», «вправо», «влево»;
— свободно двигаться и импровизировать под музыку;
— закреплять умение сочетать речь с движениями;
— развивать логическое мышление, ассоциативную память, умение отгадывать загадки;
— воспитывать бережное отношение к природе.
ОСНАЩЕНИЕ:
предметные картинки «Луговые цветы» (ромашка, одуванчик, колокольчик, мак, незабудка, ландыш); стихи из сборника Е. Серовой; запись музыки
П. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»; кукла с венком из искусственных цветов на голове и волшебной палочкой, украшенной цветком; эмблемы луговых цветов, выполненных в виде медалей на ленте; бабочка на нитке; картинки для запоминания по принципу ассоциаций (одуванчик-парашют, мак-бублик, незабудка-мальчик с девочкой, ромашка-зонтик, ландыш-пузырек с лекарством, колокольчик-колокол).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
На прогулке рассмотреть с детьми цветки желтые одуванчика. Найти белые пушистые одуванчики и показать малышам, как нужно на них подуть, чтобы семена-парашютики разлетелись во все стороны. Рассказать детям: «Парашютики семенам нужны для того, чтобы летать. Подхватит ветер парашутики-семена и унесет их далеко-далеко. А там, где они опустятся на землю, вырастут на следующий год новые одуванчики. Вот такой это необыкновенный цветок — цветок-путешественник».
Сказать, что скоро на лугу кроме одуванчиков вырастет еще много разных цветов. Прочесть детям стихи Е. Серовой из сборника «Лужайка», О. Новиковской «Мак» и показать предметные картинки «Луговые цветы».
«РОМАШКА»
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые
Эти-ромашки,
Вот-вот заиграют,
Как дети в пятнашки.
«НЕЗАБУДКИ»
Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал-
Веселых, голубых?
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток.
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок.
«КОЛОКОЛЬЧИК»
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы.
А ты?
«ОДУВАНЧИК»
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет-нарядится
В беленькое платьице
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
«ЛАНДЫШ»
Родился ландыш в майский день
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень-
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы и цветы.
Давай послушаем,
А вдруг
Услышим — я и ты?
«МАК»
Как огонь на ножке
Мак стоит на ножке
Станет без одежки
Шариком на ножке.
Шарик-погремушка -
Ветерку игрушка.
Рассказать о том, что все эти цветы растут на лугу и поэтому называются «луговыми». Всю весну и лето луговые цветы будут радовать нас своей красотой и ароматом. Но цветы не только красивы. Есть среди них лечебные растения, например-ландыш и ромашка. Эти цветы собирают и делают из них лекарства.
Луговые цветы — это дом и столовая для насекомых -пчел и бабочек. Они летают от цветка к цветку и пьют сладкий цветочный нектар. Пчелы делают из нектара вкусный и полезный мед. Спросить у детей пробовали ли они когда-нибудь мед, понравился ли он им. Рассказать о том, что мак кормит не только пчел и бабочек. Его крохотные семена используют для выпечки пирогов и бубликов с маком. Спросить у детей нравятся ли им пироги, бублики и булочки с маком.
Напомнить детям о том, что нужно беречь луговые цветы и без надобности не рвать и не топтать их. Напомнить детям о том, что луговые цветы приносят много пользы.
Организованная образовательная деятельность
. Вводная часть
На лугу.
Организационный момент :Звучит музыка, воспитатель приглашает детей встать в круг — «Вышли на лужок, сделали кружок». Встать в круг вместе с детьми, взяться за руки и шагая под музыку загадать загадку.
Мы по ковру идем с тобой-
Его ни кто ни ткал.
Он расстелился сам собой,
Лежит у речки он лесной
И желт, и синь, и ал! (Лужок)
Спросить у детей: «Что растет на лугу среди травы?».
Кто пчеле подарит мед,
Кто на солнышке растет,
И душистый и цветной
Нам кивает головой? (Цветок)
— «Каким словом можно назвать цветы, которые растут на лугу?» (Луговые). Попросить вспомнить названия луговых цветов (Одуванчик, Колокольчик, Ромашка, Ландыш, Незабудка, Мак). Когда дети ответят на все вопросы, предложить им сесть за стол.
. Основная часть
Фея цветов.
Раздается стук в дверь, помощник воспитателя вносит куклу, на которую надет венок и накидка, украшенная цветами (у куклы должна быть волшебная палочка, на конце которой закреплен цветок. Сказать от имени куклы (голос изменить) «Здравствуйте ребята! Я — Фея луговых цветов. Я слышала, как вы сейчас рассказывали о моих любимых цветах. Мне очень понравилось. Вы тоже любите цветы? А чем они вам нравятся?
Дети самостоятельно рассказывают о цветах (цветы красивые; они приятно пахнут; цветы украшают луг, делают его веселым, нарядным; цветы кормят бабочек и пчел; пчелы делают из цветочного нектара мед; есть лечебные цветы-из них делают лекарства; из луговых цветов можно плести веночки или собрать красивый букет) или в форме диалога беседуют с Феей цветов. Фея может задавать наводящие вопросы.
От имени Феи похвалить детей за рассказ о цветах.
Волшебные загадки.
— Фея цветов: «Ребята я хочу пригласить вас к себе в гости на волшебный луг, но для этого вам надо превратиться в цветы. Отгадайте мои загадки о цветах. Тот, кто отгадает мою волшебную загадку, тот сам превратится в цветок».
Загадать детям загадки.
Солнце жжет мою макушку, Хочет сделать погремушку. (Мак)
Эх, звоночки, синий цвет,
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(Колокольчик)
Стоят в лугах сестрички-
Золотой глазок, Белые реснички
(Ромашки)
Постою немножко
У лесной дорожки:
Хороши цветочки-
Белые звоночки.
(Ландыши)
Тот цветочек голубой
Очень дорог нам с тобой.
Нежный, тонкий, ах, какой!
Мы срывать его не будем,
Но названье не забудем.
(Незабудка)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(Одуванчик)
Когда дети отгадают загадки, предложить им надеть эмблемы цветов (изображение цветка на ленточке) и спросить у каждого: «Каким цветком ты будешь?».
Предположительные ответы детей: «Я буду ромашкой», «Я буду колокольчиком» и так далее.
После ответов детей Фея цветов взмахивает палочкой и произносит:
Раз, два, три!
Мы цветы
И я, и ты.
На волшебном лугу.
Фея цветов приглашает детей выйти на дорожку и подравнять ножки. Фея говорит, что все дети — маленькие цветочные семечки, из которых должны вырасти на волшебном лугу красивые луговые цветы (Фею-куклу посадить на стульчик; воспитатель встает перед детьми).
Проговарить рифмовку, одновременно выполняя соответствующие движения:
Раз, два, три!
Выросли цветы!
(присесть,обхватив руками колени, голову пригнуть)
(медленно выпрямиться,встать в полный рост)
К солнцу потянулись
Небу улыбнулись.
(поднять руки вверх, встать на цыпочки)
(посмотреть вверх и улыбнуться)
Сказать: «Ах, какие все цветы красивые — душистые, разноцветные!».
Подойдите к каждому ребенку и, показывая на его эмблему, попросить рассказать про свой цветок.
Предположительные тветы детей:
«Я — нарядная ромашка. У меня желтая серединка и белые лепестки. Я выросла на волшебном лугу».
«Я — синий колокольчик. Я вырос на волшебном лугу».
«Я — голубая незабудка. Я выросла на волшебном лугу».
«Я — желтый одуванчик. Я врос на волшебном лугу».
«Я — белый душистый ландыш. Я вырос на волшебном лугу».
«Я — красный мак. Я вырос на волшебном лугу».
Затем произнести рифмовку и одновременно показать детям движения.
Ветер пролетал-«ш-ш-ш»
И цветы качал.
Влево качнулись -
Низко пригнулись.
Вправо качнулись
Низко пригнулись
Ветер, ветер, улетай!
Ты цветочки не ломай!
«Ш-Ш-Ш.»-улетел ветер.
(произнести длительно звук «Ш» вместе с детьми)
(развести руки в сторону)
(поднять руки вверх и сделать наклон влево)
(присесть)
(поднять руки вверх, сделать наклон вправо)
(присесть, встать)
(развести руки в стороны)
(произнести длительно звук «Ш» вместе с детьми)
Показать детям игрушечную бабочку на нитке и сказать:
Смотрите бабочка летает,
От цветка к цветку порхает.
Попросить детей протянуть вперед правую руку и по очереди посадить бабочку каждому ребенку на ладошку; затем попросить протянуть вперед левую руку, и точно так же посадить бабочку на левую ладошку каждому малышу.
Танец цветов.
Фея цветов приглашает детей потанцевать на волшебный луг (запись музыки П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»).
Когда музыка закончится, пригласить детей присесть на свои места. Спросить понравилось ли им на волшебном лугу.
Посмотрим и вспомним.
От имени Феи луговых цветов предложить детям о секретах каждого лугового цветка, которыми они только что были.
Показать предметную картинку «Одуванчик» и сказать:
«Семена у одуванчика летают на «парашютиках» - куда их ветер отнесет, там цветы и вырастут». Перевернуть картинку обратной стороной и показать детям изображение парашюта. Поставить картинку на мольберт.
Показать предметную картинку «Колокольчик» и сказать:
«Цветок Колокольчик похож на колокол, но к сожалению не звенит». Перевернуть картинку обратной стороной и показать детям музыкальный инструмент колокольчик. Поставить предметную картинку «Колокол» на мольберт.
Показать предметную картинку «Незабудка» и сказать:
«Незабудку так называют потому, что тот, кто увидит ее однажды, уже никогда не забудет. Настоящие друзья тоже никогда друг друга не забывают». Перевернуть картинку обратной стороной с изображением девочки и мальчика, держащихся за руки; поставить ее на мольберт рядом с другими картинками.
Показать предметную картинку «Ландыш» и сказать:
«Ландыш — лекарственное растение. Из него делают лекарство. Перевернуть картинку обратной стороной и показать изображение пузырька с лекарством. Поставить картинку рядом с предыдущими.
Показать предметную картинку «Мак» и сказать:
«Этот цветок — мак. Если собрать его семена, то можно испечь вкусные бублики с маком. Поставить предметную картинку «Бублик» на мольберт.
Показать предметную картинку «Ромашка» и сказать:
«Смотрите, дождь идет, а под цветком ромашки спряталась бабочка. Сидит она под цветком, как под зонтиком. Перевернуть картинку обратной стороной и показать изображенный там зонтик. Поставить предметную картинку «Зонтик» на мольберт рядом с остальными картинками для запоминания.
Попросить детей посмотреть на картинки, выставленные на мольберте и вспомнить, какие цветы спрятались за ними (зонтик-ромашка, колокол- колокольчик, мак-бублик, одуванчик-парашют и так далее).
Прощание с Феей цветов.
Сказать детям о том, что занятие подошло к концу. Похвалить малышей от имени Феи луговых цветов. Сообщить о том, что у Феи много дел — ей нужно спешить в поля и луга, чтобы завтра там расцвело много новых цветов. Организовать прощание с Феей луговых цветов.
. Рефлексия
Понравилось тебе наше путешествие?
У кого сегодня мы были в гостях?
Что тебе понравилось больше всего?
Как мы оказались на лугу?
Куда вы хотели бы отправиться в путешествие следующий раз?