Людмила Кичаева
Организованная образовательная деятельность по развитию речи «Русь деревянная-края дорогие»
▼ Скачать + Заказать документы
Доминирующая область: речевое развитие.
Интегрированная область: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Интегрированные задачи:
1.Образовательные: Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Знакомить детей с деревянным строительством на Руси, внутренним убранством избы, бытом наших предков.
Публикация «Организованная образовательная деятельность по развитию речи „Русь деревянная-края дорогие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
2.Развивающие: Развивать память, внимание, логическое мышление, речь через малые фольклорные жанры.
3.Воспитательные: Воспитывать любовь к родному краю, к устному народному творчеству и традициям русского народа.
Предварительная работа: Разучивание хоровода «Калина-малина», танца, стихов, пословиц, прибауток, примет, частушек.
Атрибуты: записи русских народных мелодий, песен о России, предметы быта, картинки русского народного костюма, печь, дерево (рябина).
Участники: воспитатели и дети.
Методические приемы:
Играет музыка «Гляжу в озера синие».
Дети заходят в группу.
Ребенок: Русь деревянная – края дорогие
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные
Раздольные русские песни поют.
«Танец с платками»
Воспитатель: А знаете, почему Русь называется деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. А чтобы посуда была яркой, искусные мастера расписывали её. Обычный русский дом был нарядно украшен. В избе стояли лавки, скамьи, на которых спали, простой деревянный стол, сундуки для хранения вещей. Горница – так называли комнату в избе. А что, дети, самое главное в избе – узнаете, отгадав загадку. Чего из угла в угол не переставишь? (печь) Конечно. Не зря говорят: Печь – всему голова.
Печь дели горницу на две части. Одна половина, здесь хозяйки готовили еду, мыли посуду, стирали. А вот – правая часть горницы называлась красным углом. В каждом доме на самом видном месте висела икона. Когда в дом входит гость, он прежде искал глазами икону, крестился, а потом уже здоровался с хозяином. Дом воспринимается как живое существо, похожее на человека. Это подтверждается многочисленными пословицами.
Ребята, а кто знает пословицы о доме?
Дети:
Домом жить – не лукошко шить.
Домом жить – не развесе уши ходить.
Домом жить – обо всем тужить.
Дом вести не палки плести.
Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Воспитатель:
Построена изба. Праздник у всех соседей. Хозяева забирают свои пожитки из старого жилища и всей деревней шли к новому жилью.
Переезд в новый дом сопровождался множеством примет.
1-й ребенок:
Удачным днем для переезда считалась суббота.
2-й ребенок:
В старом доме готовили тесто, а хлеб выпекали в новом доме.
3-й ребенок:
Переносили золу из старой печи в новую.
4-й ребенок:
На новоселье приглашали друзей, родственников.
Воспитатель:
Празднующая процессия отправлялась из старого дома в новый. Впереди шел хозяин с хлебом-солью, хозяйка с помелом и кочергой, почетная старушка несла икону. Другие участники несли животных и домашнюю утварь.
Воспитатель:
В старину русский человек не представлял себе родины без рубленой избы, сторожевой башни под шатром чудного и дивного храма.
В лесных местах, на берегах рек и озер ставили свои дома наши предки.
А какие на Руси красивые места!
Ребенок:
В родных краях ромашкой пахнет ветер,
И до травинки вся земля – своя.
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.
Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные,
Свои родные, милые места!
В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга,
Стволы берез прямее и стройнее,
И разноцветней радуги дуга.
В родных местах на капельках росинок
Горят зари веселой огоньки.
В родных местах все лучше и красивей –
От звезд ночных до утренней реки.
Воспитатель:
Чтобы пыл веселья не угас
Чтоб время шло быстрее,
Друзья я приглашаю вас
Загадки отгадать скорее.
Воспитатель загадывает загадки.
1. Два братца друг на друга глядят, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок)
2. Что в избе за коровьи рога? (Ухват)
3. Ни свет, ни заря пошел согнувшись со двора. (Коромысло).
4. Попало наше тесто
В горячее место.
Попало – не пропало,
Румяной булочкой стало. (Печь)
5. На крыше нашей гном сидит
И небо каждый день коптит. (Труба)
6. Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес –
И исчез. (Дым).
7. Смастерили из досок
И надели поясок.
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето. (бочка).
8. Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зеленый дом
Чудеса увидишь в нем. (лес)
Русь богата своими зелеными полями, лесами. Особенно она славится своими стройными березками, могучими дубами, а еще наши леса богаты калиной. Люди любят собирать калину, сушат ее, пекут из нее пироги, варят варенье, украшают ею дома, делают украшения, настойки.
А мы поем про нее песню.
Хоровод «Калина–малина».
Вот видите, сколько интересного придумали люди на Руси – и песни, и хороводы, пословицы, загадки. А еще русский народ писал сказки.
Вы любите сказки?
Тогда усаживайтесь поудобнее.
Сказка «Курочка-ряба» (на новый лад).
Воспитатель:
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Выходит 1-й ребенок (мальчик):
«Эх, возьму я в руки балалайку,
Да потешу я свою хозяйку.
Сядем, братцы, все рядком
Да частушки пропоем!
2-й ребенок:
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Частушки.
1. Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках
Все ребята говорят
Что я как картинка.
2. Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
3. А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком
Думала, подружки.
4. Сидит ежик на березе -
Белая рубашка
На головке – сапожок,
На ноге – фуражка.
5. На горе стоит телега
Слезы капают с дуги,
Под горой стоит корова
Надевает сапоги.
6. Я любила писаря,
Только очень лысого
Ему нечего писать,
Только голову чесать.
7. По деревне я шла
И Ванюшу видела.
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.
8. Ходи хата, ходи хата
Ходи курица хохлата
Ходи сени и порог,
И сметана и творог.
Все. Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
Выходят две девочки – одна вяжет, другая вышивает.
1-ая: Лодырь, да бездельник – им праздник и в понедельник.
2-ая: Нынче гуляшки, завтра гуляшки, находишься и без рубашки.
Прибаутки-небылицы.
1-ая девочка обращается к мальчику:
- Где ты был, брат Иван?
- В горнице.
- А что делаешь?
- Помогаю Петру.
- А Петр что делает?
- Да на печи лежит!
2-ая девочка:
- Сынок, сходи за водицей на реку!
- Живот болит.
- Сынок, иди кашу есть!
- Что ж, раз мать велит – надо идти!
1-ая девочка:
- Фома, а у тебя в избе тепло?
- Тепло!
- На печи в шубе согреться можно.
2-ая девочка обращается к 1-ой:
- А что ваши девчата делают?
- Шьют да поют.
- А матушки?
- Порют, да плачут.
Девочки машут руками:
- Охо-хо, аха-ха
- На самом деле чепуха.
Ребенок:
Светит месяц, светит ясный
Светит яркая луна.
К нам ребятам из детсада,
Пришла в гости старина.
Мы про избу все узнали,
Хлебосольный наш народ,
Что пословица родная
И сейчас средь нас живет.
Хороводы с колыбельной
И частушечный задор
Поговорка и загадка –
Это русский все фольклор.
Светит месяц, светит ясный
Светит яркая луна.
Мы и пели, и играли –
Расставаться нам пора!
(Поклон)
Ребенок:
Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов нам не сказать
Край старинный наш чудесен,
Как и вся Россия – мать!
Звучит мелодия песни «Гляжу в озера синие». Дети хороводом уходят.
Итог занятия.