Лушникова Марина Валентиновна
Организованная образовательная деятельность по краеведению в средней группе «Богатство озер и рек Варгашинского района»
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность по краеведению на тему «Богатство озер и рек Варгашинского района» в средней группе
Цель: Развитие любознательности и познавательной мотивации у детей.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с разнообразием рыб в реках и озерах Варгашинского района.
2. Формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде.
3. Дать детям представление о самых распространенных в наших водоемах промысловых рыбах.
Публикация «Организованная образовательная деятельность по краеведению в средней группе „Богатство озер и рек Варгашинского района“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Реки и озера
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
4. Знакомить детей с правилами поведения возле водоема.
5. Воспитывать бережное отношение к богатствам природы
Материалы: Лепбук «Рыбы», иллюстрации с изображением рыб живущих в водоемах Варгашинского района, разрезные картинки, дидактическая игра «Части целое», модели: «Что нужно для рыбы», «Как появляется рыбка».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем: Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
В нашем поселке есть озера и реки, в них живет много разных обитателей. А кто живет в озерах и реках, мы сможем узнать, если отправимся в водное путешествие. Хотите? Ответы детей
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам, отправится в путешествие по одному из озер нашего поселка, которое называется «Митькино». Согласны?
Ответы детей
Воспитатель: А как вы думаете, на чем мы с вами поплывем?
Ответы детей: пароход, корабль, лодка.
Воспитатель: Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.
Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот - направо, потом - налево, еще раз - направо, еще раз - налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).
И вот мы с вами оказываемся на середине озера (воспитатель показывает иллюстрацию «Озеро»).
Посмотрите, как красиво и интересно наше озеро! доль берега растет камыш, гладь воды раскинулась перед нами как волшебное зеркало и скрывает в себе очень много загадок. Обратите внимание, как будто озеро делится на две части: одна часть – надводная, другая – подводный мир. Ребята, а в дорогу я взяла вот такую интересную книгу.
Давайте внимательно посмотрим на первую страницу, кого мы видим на рисунке?
Ответы детей:
Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.
Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др., лягушки.
Воспитатель: Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.
Ответы детей: улитки, рачки, рыбы, водоросли и др.
Воспитатель: А вот о ком сегодня будет разговор, вы узнаете, если отгадаете загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»
Дети: Это рыбы.
Воспитатель: Правильно, молодцы! А как вы думаете, почему одежда из монеток?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно тело рыбы покрыто чешуёй. Посмотрите, у меня есть много разных картинок, отберите картинки с изображением рыб.
Дети рассматривают картинки и выбирают нужные.
Воспитатель: Молодцы с заданием вы справились. Ребята, а кто из вас знает названия рыб? Назовите!
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. А сейчас я вам расскажу, какие рыбы живут в нашем озере. В нашей книге есть папка, где живут картинки. Показ иллюстраций и рассказ о рыбах.
Карась
Окраска у карася может быть: от серебристого до золотистого цвета. Карась — рыба всеядная. Караси любят почавкать в болоте корнями прибрежной растительности, водорослями, а также заглотить червячка. Такое питание у карасей в дикой природе. Но человек приучил его питаться хлебным мякишем, тестом и вареными крупами. Карась одна из тех рыб, которая очень хорошо переносят зимовку. В сильные холода карась зарывается в ил на дне водоема.
Карп
Карп имеет золотисто-бурый оттенок. Голова у карпа большая, на верхней губе рта есть две пары усиков небольшого размера. Живет карп в озерах нашего района. Карп всеяден, но питается в основном растительной пищей. На зиму карп уходит в глубокие ямы, где проводит всё зимнее время и перестаёт питаться.
Окунь
Окунь – одна из самых распространённых и самых красивых наших рыб. Эту рыбу еще называют «речная колючка». Колючкой ее называют потому, что плавник на спине имеет колючки. Спина окуня тёмно – зелёная, бока желтовато – зелёные, брюшко желтоватое. По бокам туловища несколько тёмных полос. Плавники – красные. В течение дня, окунь может менять свою окраску. Ночью окуни более светлые, а в солнечный день, окраска становиться яркой. Яркость расцветки рыбы, еще зависит от ее «настроения». Так при испуге или стрессе окраска окуня блекнет. Окунь – активная, хищная, рыба. Питается мелкими рыбками, таким как, гольяны и пескари. Осенью окуни собираются в большие стаи и уходят на глубину, где и проводят зимние дни.
Ротан
Ротан не имеет какой – либо окраски, так как цвет может меняться от серо–зеленого до грязно–коричневого тона, брюшко серого цвета. Ротан совсем не боится мороза. Если даже он замерзает во льду то оттаивая, ротан оживает и начинает плавать. Ротан хищная рыба. Он также как и окунь питается рыбами.
А сейчас немножко давайте отдохнем.
Физкультминутка «Рыбка в озере жила».
Рыбка в озере жила,
Рыбка к берегу плыла,
(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)
Хвостиком виляла,
Корм себе искала.
(прыгаем ноги в стороны, вместе)
Возле берега червяк,
Извивается вот так,
(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)
Рыбка подплывает,
Червяка хватает.
(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть)
Дернул леску рыбачек,
Да сорвался червячок,
(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)
Рыбка не попалась,
С червяком осталась.
(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, какие условия нужны, чтобы рыба не погибла, а жила? А еще в этой книге живут разные игры. Одну из них я вам предлагаю «Что нужно для рыбы»
Дети раскладывают картинки на карточки что необходимо для рыбы, чтобы она не погибла.
Воспитатель: А теперь посмотрите на эту картинку – модель и сравните, правильно ли вы выполнили задание.
Рассматривание модели: «Что нужно для рыбы».
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как появляется рыбка?
Рассматривание модели «Как появляется рыбка».
Я предлагаю вам еще одну игру «Что сначала, что потом»
Воспитатель: А еще здесь живут стихи. Ребята, послушайте, я прочитаю вам интересные стихи про рыб.
Рядом с лесом старый пруд
Караси в пруду живут.
А недавно я видала
Как в тот пруд звезда упала.
Я поймать ее хотела
Да немножко не успела.
Карасишка к ней подплыл,
Хвать - похвать и - проглотил.
А. Баева «Ловкий карасишка»
Карп бывает золотой
И коричневого цвета.
Говорят, всеяден он,
Как бы нам проверить это?
Как труба подзорная,
Полынья озёрная.
Окунь мне издалека
Показал свои бока.
И ушёл на глубину.
Ну и ну. П. Кожевников
ГДЕ СПИТ РЫБКА?
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий - к конуре.
Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин - к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь? И. Токмакова
А сейчас я вам предлагаю еще одну игру «Разрезные картинки»
Какую рыбу вы собрали на картинке?
Ответы детей
В этой книге живут еще и раскраски, но их вы возьмете после окончания нашего путешествия. Ну а наше путешествие подошло к концу. Пора отправляться обратно в детский сад. Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот - направо, потом - налево, еще раз - направо, еще раз - налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише). Вот мы с вами и дома.
Воспитатель: Ребята, как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Какие правила поведения у водоема вы знаете? Ответы детей
Ребята, в этой книге есть одна страничка пустая. Это задание вы сделаете дома вместе с папой и мамой вы нарисуете картинки о правилах поведения у водоема. Потом мы вместе с вами заполним эту пустую страничку. Хорошо?
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Ответы детей
Скажите, с кем сегодня мы познакомились, путешествуя по озеру? Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего понравилось?