Оксана Бадмаева
Непосредственно-образовательная деятельность по математике «Здравствуй, Осень!» в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с цифрой 5; закрепить диалогическую речь в процессе выполнения математических заданий; учить обозначать количество цифрой 5; упражнять в счете до пяти, учить узнавать и правильно называть геометрические фигуры, различать цвета; развивать память, внимание.
[u]Материалы:[/u] макеты деревьев сосна, ель, тополь, клен, дуб; разноцветные листья; муляжи грибов; изображение лужи; обручи; карточки с изображением цифры 5; шишки.
Группа оформлена под осенний парк.
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность по математике „Здравствуй, Осень!“ в старшей группе,» размещена в разделах
- Здравствуй, осень! Сценарии встречи осени
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Осень. Занятия по математике
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Орг. момент. А сейчас ребята встаньте в круг, крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. И с хорошим настроением мы начнем свое занятие.
1. Вводная часть «Прогулка в осенний парк».
Ребята послушайте загадку: Пришла девица красная,
И листья обсыпает
А как она зовется
Кто дети угадает? (Осень)
- Правильно, ребята осень.
- Дети у нас будет необычное занятие, я хочу вам предложить отправиться на прогулку в осенний парк. Закройте глаза… (запись “Звуки осени”)
2. «Ковер из осенних листьев».
Ребята откройте глаза. Вот мы и в парке.
- Скажите, как изменилась природа осенью?
- Какие приметы осени вы знаете?
- Милана скажи, какого цвета листья на деревьях? (Желтые, зеленые, красные)
- Правильно, а на этом дереве все еще зеленые листочки.
- Скажите ребята, на какие геометрические фигуры похожи листья?
(треугольник, овал, круг)
- Ребята, все ли деревья парке одинаковой высоты?
(высокие, средние, низкие)
- А сейчас послушайте меня внимательно: у меня в руках обручи.
- Какой они формы? (круглой)
- Какого цвета обручи? (желтый, красный, зеленый)
- Какого размера обручи? (большой, средний, маленький).
- Послушайте, внимательно задание.
- Перед вами 3 обруча. Вам нужно собрать и разложить листья так, чтобы внутри красного обруча оказались маленькие красные листья, внутри желтого обруча листья желтого цвета, а внутри зеленого обруча большие зеленые листья.
Выбрать 3 детей у каждого корзинки, каждый собирает листья определенного цвета.
После выполнения задания каждый ребенок объясняет, почему он выбрал тот или иной обруч.
- Молодцы, вы справились с заданием!
2. Основная часть «Считаем листья на деревьях»
С каждым днем ветер срывает листья с деревьев. Посмотрите, как мало осталось листочков на деревьях.
- Сколько желтых листьев на дереве?
- А как ты догадалась? Посчитай листья.
- Сколько красных листьев на дереве?
- Сколько зеленых листьев осталось на дереве?
- Правильно ребята на каждом дереве осталось по 5 листочков.
3. «Сравниваем количество шишек»
- Ребята обратите внимание на эти два дерева. Какие это деревья?
(вечнозеленые)
- А почему они вечнозеленые?
- А что они нам сбросили? (шишки)
- Сколько шишек под елью?
- Сколько шишек под сосной?
- Можно ли сказать что шишек под сосной столько же, сколько шишек под елью?
Правильно шишек под сосной и шишек под елью одинаковое количество. Их поровну.
4. Знакомимся с цифрой 5.
(на столе карточки с изображением цифры 5 на каждого ребенка)
- Подойдите к столу. Послушайте следующую загадку:
На ручке сколько пальчиков
Ты можешь сосчитать,
У мальчиков и девочек
Всего их ровно… 5!
- Покажите свои ладошки. Давайте перечислим названия пальцев.
- Посмотрите, какая цифра лежит перед вами?
- Возьмите ее в руки, присаживайтесь на стульчики, давайте обследуем - цифру 5.
- Найдите верхнюю точку, от нее сверху вниз рисуем длинную прямую линию, вправо рисуем полукруг и поворачиваем влево, с верхней точки вправо рисуем короткую прямую линию.
- А теперь нарисуем ее в воздухе.
У всех получилось? Молодцы!
5. «Что можно обозначить цифрой 5.»
- Давайте вернемся вновь к деревьям.
- Послушайте следующее задание. Вам нужно найти в парке предметы, каких в количестве 5.(Дети указывают на деревья, листья, грибы, пни)
- Какой цифрой можно обозначить все эти предметы? (цифрой 5).
- Молодцы, правильно!
- А вы ничего не заметили необычного? А я заметила, подойдите все сюда.
(под деревьями воспитатель находит свиток)
- Ой, ребята это древний свиток. Интересно, что же в нем? Давайте откроем и прочитаем.
- Здесь написано, что цифра пять, связана с системой древнего счета у калмыков – с помощью пальцев руки. Даже гадали на 5 пальцах руки. А еще цифра 5 в калмыцкой культуре связана с 5 стихиями: стихия воды, огня, земли, дерева и металла. Оказывается, еще в древности цифра 5 имела огромное значение!
- Подробно о том, что символизирует каждая стихия, я расскажу на следующем занятие.
Динамическая пауза.
- А сейчас встаньте в круг. Давайте представим, что мы превратились в осенние листочки. Сложите ладошки над головой в виде листа.
- На какую геометрическую фигуру похожи наши листья? (треугольник)
- Под мои слова выполняйте движения.
Листья осенние тихо кружатся (кружатся)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (водят руками влево-вправо)
Будто опять закружиться хотят (кружатся)
3. Заключительная часть (запись “Звуки дождя”)
- Ребята, вы слышите?
- Что это за звуки?
- Это закапал осенний холодный дождь.
- Давайте, попробуем сосчитать капли?
- Закройте глаза и считайте про себя.
- Сколько капелек упало?
- Правильно, ребята упало пять капель.
- Нам пора возвращаться домой, но на улице прошел дождь. И на земле образовались лужи.
- Посмотрите внимательно, а какие геометрические фигуры вам они напоминают?
(треугольник, овал, круг)
- Нам нужно пройти через лужи не “ намочив ног”, то есть, не наступив на них. Перед вами 2 дорожки. (длинная и короткая)
- Сначала мы пойдем, по какой дорожке? (по длинной прямой дорожке)
- Правильно, а потом пойдем по какой дорожке? (по короткой прямой дорожке).
- А как можно сравнить эти 2 дорожки? (измерить шагами).
Дети измеряют шагами и сравнивают 2 дорожки, затем вслед за воспитателем переходят через “лужи”.
- Молодцы, ребята вы все прошли через лужи «не намочив ног».
- Вам понравилось занятие?
- Что мы делали на занятие?
- Какие задания вы выполняли?
- С какой цифрой вы познакомились?
Цифра 5 –лучшая отметка в школе. И я вам желаю учиться только на пять!