Валентина Ливакова
Организация взаимодействия библиотек и ДОУ в процессе развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы жить в свободном
демократическом обществе,
необходимо обладать
достаточным уровнем культуры
Д. С. Лихачев
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Публикация «Организация взаимодействия библиотек и ДОУ в процессе развития дошкольников» размещена в разделах
Библиотека, дошкольные учреждения и семья — три важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка в современном мире необходимо их взаимодействие. Детские библиотеки выступают, как главные центры читательского развития детей дошкольного возраста. В них осуществляется не только приобщение к книге, но и межличностное общение между детьми. Равноправный диалог ребенка и взрослых их интеллектуальность и духовное партнерство.
Особая роль библиотек раскрывается в непосредственном участии в жизни детского сада, предоставлении разнообразной информации о всех аспектах его жизнедеятельности; в решении комплекса задач по сохранению и поддержанию местных культурных традиций, приобщению членов местного сообщества к культурному наследию; в обеспечении возможностей для их творческого развития.
Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Кроме этого, детская библиотека — центр семейного воспитания через книгу и чтение. Она всячески способствует привлечению родителей, бабушек и дедушек к совместному чтению с детьми; информирует их о новой педагогической, психологической и иной литературе в помощь воспитанию детей; предоставляет возможность получать необходимую им для общения с ребенком информацию на всех видах носителей.
В новых контекстах ФГОС ДО большая роль отводится социализации дошкольника, а дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка в этом направлении. Здесь он получает образование, знакомится с учреждениями социума, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.
Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Важность общественного воспитания в процессе развития детей определяет тесное сотрудничество детского сада и социума в нашем случае это детская библиотека. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время и реализуются новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают включение родителей к активному участию в педагогический процесс, дошкольное учреждение ставит целью реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный перспективный характер.
Для решения поставленной цели использует следующие формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми
экскурсии в библиотеку;
посещение мини-музея ДОУ, библиотеки;
знакомство и взаимодействие дошкольников с библиотекой;
участие в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности;
выставки рисунков и поделок;
встречи и беседы в мини-музеях ДОУ;
совместные праздники;
участие в театрализованной деятельности
организация кружковой деятельности.
2. Работа с родителями:
совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и сотрудниками библиотеки;
дискуссионные встречи, педагогические гостиные;
вечера вопросов и ответов;
дни открытых дверей;
творческие мастерские;
семейные встречи;
визуальные средства общения (стендовый материал, выставки и тд.)
Работая в тесном сотрудничестве с библиотекой, мы ожидаем доступности, открытости и привлекательности для детей, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие в воспитании детей.