Елена Корчагина
Организация взаимодействия с родителями в процессе работы над фонетическими навыками речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ФОНЕТИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Выявление уровня сформированности фонетических навыков дошкольников
Для изучения проблемы формирования фонетических навыков у детей дошкольного возраста нами был проведен теоретический анализ литературы, который показал важность организации работы над фонетическими навыками у детей дошкольного возраста. Для определения содержания взаимодействия ДОО с родителями в процессе работы над фонетическими навыками детей среднего дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование.
Публикация «Организация взаимодействия с родителями в процессе работы над фонетическими навыками речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Констатирующий эксперимент был проведен на базе МБДОУ «Детский сад № 9 г. Льгова». В группе всего 10 детей средней группы.
Целями опытно-экспериментальной работы являлись диагностика проблем, связанных с фонетическими навыками у детей дошкольного возраста и организация взаимодействия с родителями воспитанников в процессе работы.
Реализация целей осуществлялась в процессе решения следующих задач:
- Подобрать содержание диагностических материалов.
- Определить уровень сформированности фонетических навыков дошкольников на констатирующем этапе.
- Организовать работу с родителями в условиях ДОО, направленную на формирование фонетических навыков.
- Проверить эффективность проведенной работы с помощью повторной диагностики.
При организации опытно-экспериментальной работы мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста. В ходе ее выполнения реализовывался комплексный подход к решению задач по развитию речи. Для решения задач опытно-экспериментальной работы мы применяли словесные и практические приемы работы : беседы, художественное слово, игры, инсценировки, иллюстрации; различные формы организации деятельности дошкольников (групповые, индивидуальные).
На этапе констатирующей диагностики проводилось изучение уровня сформированности фонетических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
На констатирующем этапе были поставлены и решены следующие задачи:
- подбор диагностических методик, адекватных возрасту испытуемых;
- организация, проведение и анализ диагностики фонетических навыков дошкольников.
Для того, чтобы узнать отношение родителей к проблеме формирования фонетических навыков у детей старшего дошкольного возраста выяснить необходимость получения дополнительной информации от специалистов детского сада по интересующим вопросам было проведено анкетирование родителей. В анкетировании приняло участие 5 родителей.
Анкетирование показало, что проблема формирования фонетических навыков речи у детей дошкольного возраста является значимой для всех родителей.
Результаты второго вопроса показали, что наиболее актуальным для родителей является «правильное произношение звуков родного языка». Так ответили 3 родителя (60%, 2 родителя (40,%) важным считают «владение культурой речи».
Третий вопрос помог нам выяснить, что не все родители замечают «нарушения в речевом развитии».
В четвёртом вопросе мы выясняли, что целесообразнее делать при нарушениях в развитии звуковой стороны речи. Родители отдают предпочтение регулярным занятиям с логопедом. Так считают 5 родителей (100%).
На пятый вопрос родители отвечали по-разному : 1 родитель (20 %) считает, что неправильное звукопроизношение затруднит общение со сверстниками в детском саду, 3 родителя (60 %) – беспокоит неправильное звукопроизношение и оно «помешает полноценному общению с людьми в будущем», для 1 родителя (20%) нарушенное звукопроизношение «послужит причиной будущих грамматических ошибок при обучении в школе».
В своих анкетах, отвечая на шестой вопрос, 1 родитель (20%) отметил, что в работе над звукопроизношением «достаточно занятий с воспитателем и логопедом», 1 родитель (20 %) склонен к тому, что его роль значима, но только «иногда», большая часть родителей (3 человека – 60 %) считают, что нужно принимать деятельное участие в работе над звукопроизношением, выполняя рекомендации специалистов. В седьмом вопросе не предлагалось никаких вариантов ответов.
Проанализировав ответы, можно сказать, что родители испытывают дефицит знаний по данной проблеме. Работая с детьми над устранением недостатков и дефектов речи родителям нужно : правильно произносить все звуки родного языка, иметь ясную, четкую и отчетливую речь; следить за речевым окружением детей, пресекая сюсюканья, коверканья слов; больше внимания уделить развитию речевого слуха, речевого аппарата, используя для этого игровые задания; привлекать детей к семейным чтениям, дружеской беседе. Необходимо специально для родителей организовывать различные семинары-практикумы по знакомству с играми и фонетическими упражнениями, а также проводить групповые и индивидуальные консультации по теме формирования правильного звукопроизношения.
При обследовании звукопроизношения используется альбом В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Экспресс обследование звукопроизношения».
Важно проверить, как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но и во фразовой речи.
Традиционно обследование звукопроизношения осуществляется двумя способами называния звука:
1) В изолированном произнесении.
2) В составе слова в различных позициях (в начале слова, в середине, в конце слова и в стечениях согласных).
При отборе слов для проведения диагностики в составе слова, следует обратить особое внимание на доступность слова пониманию детей, позицию стечения согласных/гласных в слове (позиция в начале, середине и конце слова) и состояние словарного запаса ребенка.
Таким образом, выявляется умение ребенка правильно произносить не только звуки в слове, но и их количество и последовательность, построение предложений, правильное употребления простых предлогов, согласование членов предложения в роде, числе и падеже.
Обследование в составе слова дает общую картину об ошибках речи. Для детальной диагностики фонетических ошибок используется обследование в изолированном произношении.
Проведя диагностику детей среднего дошкольного возраста, нами были получены результаты, представленные в таблице 1 и на рисунке 1.
Результаты диагностики уровня развития звукопроизношения у детей средней группы занесены в Таблицу 2.1.
Таблица 2.1.
Результаты диагностики уровня развития звукопроизношения у детей экспериментальной группы
Таблица 2.2.
Процентное соотношение уровней сформированности фонематических навыков
Уровни Количество детей %
Высокий 2 20
Средний 6 60
Низкий 2 20
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы.
Детям было предложено 3 задания: «произношение звуков», «слуховое восприятие звука в слове» и «произношение звука в потешке».
С заданием «произношение звуков» многие дети не справились. В основном у детей (у 60%) были трудности в произношении шипящих звуков. Дети произноссили шипящие звуки из нижнего положения («н. п.»).
60% детей не произносят звук «р», 20% детей не произносят звук «л».
Для некоторых детей (60%) характерно межзубное произношение (звуки «с» и «з» в основном).
Также некоторые дети (20%) заменяют один звук другим (смешение звуков).
В задании «слуховое восприятие звука в слове» многие дети совершали ошибки.
1-2 ошибку совершили 50% детей, а вообще не справились с заданием 20% детей и только 30% детей справились с этим заданием.
В задании «произношение звука в потешке» многие дети совершали ошибки. Нечетко произносили фразы в потешке и недостаточно регулировали силу голоса – 50% детей; имели серьезные недостатки в произношении текста – 20% детей и только 30% детей произносили текст довольно отчетливо.
Всего было получено 3 уровня развития звукопроизношения у детей средней группы : высокий, средний и низкий. Доминирует средний уровень развития звукопроизношения (60%).
Данные диагностики позволяют сделать вывод о том, что необходима работа с детьми по формированию звуковой культуры речи, так как уровень развития звукопроизношения в целом не высок.
Поэтому необходимо проводить соответствующую работу по устранению недостатков звукопроизношения и развитию фонематического слуха для предотвращения развития речевых нарушений в будущем.
2.2. Организация взаимодействия ДОО с родителями в процессе работы над фонетическими навыками дошкольников
Успешность процесса формирования фонетических навыков во многом зависит от правильно организованной совместной работы воспитателя и родителей детей. Комплексный подход предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни, используя для этого прогулки, экскурсии, посещение театра, уход за растениями и животными, помощь взрослым дома.
При проведении работы на формирующем этапе мы выделили 6 этапов.
На первом этапе было организовано установление контактов. В это время мы старались проявить педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность и сдержанность. Нашей целью было показать родителям наше стремление, желание вместе с ними заботиться о полноценности развития именно их ребенка и в свойственных именно их семье условиях.
В числе наиболее информативных и простых способов, которые предварительно ориентировали нас в оценке воспитательных возможностей родителей можно назвать, во-первых, наблюдение и, во-вторых, посещение семей воспитанников. Наблюдение, например, помогало ответить на такие вопросы:
Как происходит расставание детей с родителями утром?
Как дети встречают своих родителей вечером?
Каков характер вопросов, просьб ребенка к родителям, и наоборот?
Какова реакция родителей на детские просьбы, капризы и др. ?
Как родители общаются с детьми (речь, мимика, жесты?
Что из жизни ребенка в детском саду интересует родителей в первую очередь (успехи на занятиях, поведение, питание, сон?
Полученная в процессе наблюдения информация определила темы для бесед на родительских собраниях.
На втором этапе мы вместе с родителями обсудили, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке; при этом следует подчеркнуть его неповторимость и индивидуальность, с которыми нужно считаться. На этом этапе мы провели родительское собрание на тему «Типичные проблемы в произношении детей среднего дошкольного возраста».
Третий этап был посвящен установлению совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка. Мы старались побудить родителей высказать свои взгляды на семейное воспитание, познакомили родителей с доступными для использования в домашних условиях способами качественного решения задач стимуляции речевого развития и коррекции его недостатков, обогащения языковой среды и др.
На четвертом этапе происходило упрочение сотрудничества в достижении общей цели. На этом этапе были поставлены более развернутые задачи профилактической и коррекционно-речевой направленности и освоены новые способы ее реализации. Основа совместной работы с родителями заключалась в чутком отношении к состоянию, прежде всего, самого ребенка и только потом - предъявление определенных требований к речи.
Пятый этап - реализация индивидуального подхода. На этом этапе нами вырабатался целый ряд согласованных мер, направленных в первую очередь на закрепление у детей правильных речевых навыков и дальнейшую стимуляцию их речевого развития.
Шестой этап - совершенствование педагогического сотрудничества, его развитие в интересах ребенка, достижение полного взаимопонимания и создание совместными усилиями условий для закрепления навыков правильной речи в ДОУ и в семье.
Непрерывная связь с родителями осуществлялась нами с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы.
1. Коллективная работа была представлена в нескольких видах:
-групповые родительские собрания;
-консультации, семинары;
-выставка;
-фронтальные открытые занятия;
-видеотека;
-библиотека игр и упражнений;
-речевые праздники.
Групповые родительские собрания в группе проводились 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогали объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу.
На первом групповом родительском собрании родителям разъяснялось, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада. Собрание старались назначать во время, удобное для родителей. Тема собрания сообщалась заранее, чтобы они сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом. Нам важно было разъяснить родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии были оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то мы помогали им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса.
Консультации, семинары строились так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации были предельно чёткими, содержали только необходимый родителям конкретный материал.
К некоторым консультациям готовилось специальное оборудование. Например, к теме «Развитие мелкой моторики» : бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол кубики.
Родителей убеждали в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Мы рассказывали о разных видах работы : от пальчиковых игр до развития ручной умелости. Узнать, как родители распорядились этой информацией, мы могли из материалов выставки «Как умелые ручки язычку помогали». На выставке демонстрировались только те экспонаты, которые были сделаны детьми и родителями дома.
Нетрадиционна форма работы с родителями, которую мы успешно использовали - фронтальные открытые занятия.
Вначале занятия проводили мы, а затем родители. Обычно участвовали в занятии 3-4 родителя. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повысилась.
Мы практиковали такую нетрадиционную форму работу с родителями как видеотека. Многие занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимались на видео. Таким образом, накапливался видеоматериал для родителей будущих воспитанников.
Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей. Родители пользовались подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной фонетической темой, которая включает в себя различные задания.
В нашу библиотеку были включены пособия, используемые на фронтальных занятиях. У родителей была возможность взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.
Полезным для формирования фонетических навыков, закрепления пройденного материала оказались речевые праздники. К праздникам предъявлялись следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка.
2. Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.
Индивидуальная работа включала следующие формы:
-беседы;
-практикумы;
-индивидуальные занятия;
-тетрадь для домашних заданий;
-домашняя библиотечка.
Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях выявлялись при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Для темы беседы мы использовали небольшой объём материала, ограничивались узким кругом вопросов, излагались простым понятным языком, без использования терминологии.
Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носили коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Заранее были заготовлены «опорные» карточки, схемы или таблицы. Это облегчало понимание предлагаемого материала родителями.
Некоторые взрослые, которые не могли заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходили на просмотр индивидуальных занятий педагога. Основное внимание обращалось на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучались практическим приёмам работы с ребёнком.
Основной формой взаимодействия с родителями являлась тетрадь для домашних заданий. Тетрадь заполнялась два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В тетради давались задания по формированию фонетических навыков.
3. Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивалась применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, служила стимуляции активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, мы активизировали родителей в вопросах коррекции звукопроизношения ребёнка.
К наглядным формам работам мы отнесли :
-речевой уголок;
-дневнички;
-прайс-листы;
-папка-передвижка.
Речевой уголок отражал тему занятия.
В рубрике «Домашнее задание» мы давали родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как позаниматься дома по произношению определенного звука.
В рубрике «Домашняя игротека» мы знакомили родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на формирование фонетических навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данной рубрики, мы учитывали большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость.
Дома мы рекомендовали «играть на кухне». Например, предлагали такие игровые упражнения:
Игра «Помогаю маме». Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
На кухне можно проводить игры:
-«Давай искать на кухне звуки». Какие звуки можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
-«Угощаю». Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Назови мне слова на звук К (любой звук на выбор).
Информационный лист еженедельно обновлялся, так как фонетическая тема менялась каждую неделю.
Дневнички информировали родителей об успеваемости ребёнка.
Прайс-листы ориентировали родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок. Текст составлялся нами с учётом необходимости и полезности для ребёнка. Указание адресов магазинов и цен сэкономило родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.
Папка-передвижка представляла собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями, который передаётся от семьи к семье внутри группы.
2.3. Анализ результатов работы
Для оценки эффективности системы работы по формированию фонетических навыков детей среднего дошкольного возраста мы провели повторную диагностику уровня развития звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста с использованием тех же 3 заданий, как и в первоначальной диагностике.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы.
Детям было предложено 3 задания: «произношение звуков», «слуховое восприятие звука в слове» и «произношение звука в потешке».
С заданием «произношение звуков» справились 60% детей и 40% детей – не справились с этим заданием. Однако ошибок было гораздо меньше по сравнению с диагностикой до реализации системы работы по формированию звуковой культуры речи. У 30% детей были трудности в произношении шипящих звуков (по результатам диагностики до реализации системы работы по формированию звуковой культуры речи такие трудности были у 60% детей, причем не с одним шипящим звуком).
Для 20% детей характерно межзубное произношение (по результатам диагностики до реализации системы работы по формированию звуковой культуры речи такое произношение было у 60% детей).
30% детей не произносят звук «р» (по результатам диагностики до реализации системы работы по формированию звуковой культуры этот звук не произносили 60% детей, все дети, в отличии от диагностики до реализации системы работы по формированию звуковой культуры речи, произносят звук «л».
По результатам данной диагностики дети не заменяют один звук другим другим (не смешивают звуки, в отличии от диагностики до реализации системы работы по формированию звуковой культуры.
В задании «слуховое восприятие звука в слове» 30% детей совершили 1-2 ошибку, 70% детей справились с данным заданием, а вообще не справившихся с этим заданием детей не было выявлено (в отличии от диагностики до реализации системы работы по формированию звуковой культуры речи).
В задании «произношение звука в потешке» 30% детей нечетко произносили фразы в потешке и недостаточно регулировали силу голоса, однако остальные 70% детей произносили текст довольно отчетливо, а детей, имеющих серьезные недостатки в произношении текста не было выявлено (в отличии от диагностики до реализации системы работы по формированию звуковой культуры речи).
Всего было получено 2 уровня развития звукопроизношения у детей средней группы : высокий и средний (низкого уровня в отличии от диагностики до реализации системы работы по формированию фонетических навыков речи не было выявлено). Доминирует уже не средний, а высокий уровень развития звукопроизношения (70%).
Итак, по рисунку 2 мы видим, что после реализации системы работы по формированию звуковой культуры речи у детей экспериментальной группы значительно вырос уровень развития звукопроизношения.
Если по результатам диагностики до реализации системы работы по формированию фонетических навыков высокий уровень развития звукопроизношения составлял только 20% от общего количества детей, то после реализации системы работы – высокий уровень развития звукопроизношения стал уже 70% (стал доминировать).
Если по результатам диагностики до реализации системы работы по формированию звуковой культуры речи средний уровень развития звукопроизношения составлял 60% от общего количества детей (средний уровень доминировал, то после реализации системы работы – средний уровень развития звукопроизношения стал 30% (понизился за счет повышения высокого уровня развития звукопроизношения).
Если по результатам диагностики до реализации системы работы по формированию звуковой культуры речи низкий уровень развития звукопроизношения составлял 20% от общего количества детей, то после реализации системы работы по формированию звуковой культуры речи - низкого уровня развития звукопроизношения вообще не было выявлено.
Таким образом, проведенная на формирующем этапе работа положительно повлияла на уровень развития фонетических навыков детей. Гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение.