Болдырева Наталья Константиновна
Организация совместной игровой деятельности взрослых и детей в среднем дошкольном возрасте (сюжетно-ролевая игра)
▼ Скачать + Заказать документы
Организация совместной игровой деятельности взрослых и детей в среднем дошкольном возрасте (сюжетно-ролевая игра).
Для ребенка дошкольного возраста игра является основным видом деятельности. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение, как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. В жизни детей 4–5 лет сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место.
Осебенности сюжетно-ролевой игры в данный период:
игра имеет спонтанный характер;
Публикация «Организация совместной игровой деятельности взрослых и детей в среднем дошкольном возрасте (сюжетно-ролевая игра)» размещена в разделах
строится на взаимодействии ребенка со взрослым;
эмоциональная насыщенность и увлеченность детей в игре;
самостоятельность детей, активность, творчество.
источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка—это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников;
в сюжетно-ролевой игре всегда присутствует воображаемая ситуация.
Какие же изменения происходят в сюжетно-ролевой игре, в этот период:
ребенок с увлечением выстраивает сюжеты;
стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей;
становится более инициативным;
ребенок сам выбирает тему и намечает замысел игры;
ребенок сам обустраивает игровое пространство при помощи предметов;
использует в игре различные атрибуты.
Воспитатель же в это время побуждает детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре - учит их описывать сюжетные события, очерчивать (называть) круг действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействие.
Как подготовить детей к игре?
Предварительная работа должна быть целенаправленной, педагогически емкой, многогранной, что позволит охватить целиком используемую в игре тему. В такого рода работе задействованы все способы и формы взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом процессе детского сада; в ней как ни в какой другой работе видно взаимодействие и взаимопроникновение различных видов детских игр.
1) Воспитателю крайне важно поддерживать интерес ребенка к игре, внося в него что-то новое.
2) Содействовать обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические и театрализованные игры, показ иллюстраций.
3) Предоставлять ребенку время и место для игры.
4) Стимулировать его творческую активность.
Основные сюжетно- ролевой игры в средней группе.
Любимыми сюжетами у детей 4–5 лет остаются игры в больницу, магазин, дочки-матери, полицию, в которых ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Педагог, вводя в игру новые роли, помогает расширить представления детей об игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения.
Примеры
Игра в «Больницу».
Чаще всего в эту игру играет два ребенка : доктор и больной, но в процессе игры к ним подключаются другие участники. В этой игре роли меняются и каждый может сыграть роль врача. Игра развивает у ребенка чувство милосердия, желание помочь и утешить, умение заботиться о ближнем с нежностью и любовью, общительность.
Игра в «Спасателей» и «Полицейских».
Чаще всего в эти роли проигрывают мальчики. Они подражаю взрослым, кто-то своим родителям, а кто-то отображают ситуацию из жизни. Не исключение и то, что некоторые дети играют одни, но при этом у них есть воображаемые собеседники, за такими детьми очень интересно наблюдать и слушать их диалог с самим собой, ведь таким образом ребенок проживает две роли.
Игра в «Дочки-матери».
Одна из любимых игр у девочек в средней группе. Девочка играет с куклами и сама придумывает различные ситуации. Она – мама, куклы – дочки. Такая игра развивает способность заботиться о близких, отвечать за свои поступки, быть самостоятельной. От этой игры не отстает игра в «Парикмахерскую».
Игра «Парикмахерская» или «Салон красоты».
В этой игре девочки подражают своим мамам, старшим сестрам. Девочки в этой игре меняются ролями очень часто, ведь каждая хочет быть парикмахером и командовать своим клиентом (так говорят дети). Девочки сами подбирают нужные предметы, выстраивают логическую цепочку работы, с выбранными предметами. С клиентом проводят разные манипуляции: причесывание, стрижка, мытье головы, вытирание полотенцем, сушка феном, завязывание хвостиков, закалывание заколок, клиенту, пока сохнет голова, можно предложить посмотреть модный журнал.
Игра в «Магазин».
В эту игру играют как мальчики, так и девочки. Но, конечно же, все хотят побывать в роли продавца. Когда распределяются роли, воспитателю необходимо проконтролировать данный процесс и вступить в диалог с детьми и помочь разрешить их спор. В таких ситуациях воспитывается дружеское отношение друг к другу. Игра начинается с того что продавцы раскладывают товар на витрине, а остальные дети выстраиваются в очередь. Здесь тоже важен алгоритм действия детей. Каждый ребенок понимает, что он должен делать и какая его роль в этой игре.
Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.
Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.
Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.