Лана
«Морские обитатели в опасности». Конспект воспитательно-образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Известно, что в дошкольном возрасте происходит становление личности ребёнка. Актуальность заключается в формирование у ребёнка нравственной основы через экологическое образование и воспитание гуманного отношения ко всему живому, которое составляет непосредственное окружение дошкольника в этот период жизни.
Важно установить взаимосвязь с природой родного Краснодарского края. Познакомить обитателями Черного моря. С помощью разных видов деятельности, методов и приёмов сформировать к ним представление о осознанном, экологически грамотном отношении. Воспитать любовь и милосердное желание беречь и охранять «море – «морской дом», с населяющими его представителями живой природы.
Тема: Морские обитатели в опасности
НОД по образовательной области «Познавательное развитие» Интеграция с другими образовательными областями:
«Речевое развитие»
«Художественно - эстетическое развитие»
«Социально - коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
Интеграция по образовательным областям:
«Познание» – сенсорное развитие (воображения, чувственной памяти, моторики, формирование целостного восприятия природы Краснодарского края, обитателей Черного моря, особенностей и разнообразия, взаимосвязи. Развитие любознательности, познавательной мотивации творческой активности, эстетического восприятия. Расширение знаний о предметах изобразительного искусства, творчества.
«Развитие речи» – свободное владение речью, обогащение активного словаря словами, отображающими названия морских животных и растений, их уникальность, внешний вид, повадки, образ жизни, места и условия обитания.
«Социально – коммуникативное развитие» – это развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом. Становление самостоятельности, инициативности, целеустремлённости в совместной деятельности.
«Художественно – эстетическое развитие» – развитие художественно восприятия, эстетического вкуса и понимания произведений искусства: словесных, музыкальных, изобразительных для приобщения к ним, окружающей природе (к уникальному и удивительному миру морских обитателей).
«Физическое развитие» – развитие координации движения, гибкости мелкой моторики рук, двигательной активности.
Цель: систематизировать знания детей о Черном море, его обитателях и проблемах.
Задачи:
– продолжать расширять знания детей об обитателях моря, их особенностях, внешнем виде;
– воспитывать потребность детей в общении с живой природой, повышать интерес к познанию ее законов и защите;
– воспитывать уважение друг к другу в процессе совместного познания.
Материалы и оборудование:
мультимедийная доска/презентация
фигурки морских обитателей
песок
батарейки, крышки от бутылок, пластик
щипцы пластмассовые, карандаши
карта
канат
заранее подготовленные дидактические материалы
Группа: логопедическая группа, дети с ОНР, 6-7 лет.
Предварительная работа
беседы «Морские обитатели», «Черное море».
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лана Григорьевна. Нашей встрече я очень рада. Давайте поприветствуем друг друга и настроимся на занятие:
(психологический настрой)
Для начала встанем в круг
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть
Можно путь наш начинать.
Воспитатель: Ребята, кто знает на берегу какого моря мы проживаем? Беседа о море, морских обитателей, о том, почему море назвали черным.
Во время сильного шторма цвет воды вдали от берега приобретает черный цвет.
Чёрное море считается одним из самых мало населённых морскими обитателями морей мира. В Чёрном море живут более 2500 видов животных и несколько сотен планктонных и бектонских водорослей. На дне моря обитают мидии, устрицы, моллюски. дети, посмотрите, на экране морские обитатели. кого вы узнали?
Кто вам знаком на этих слайдах?
– В Чёрном море живёт всего 4 вида млекопитающих: 2 вида дельфинов, морские свиньи и белобрюхий тюлень;
– единственный вид акулы - катран. Люди боятся его, для человека опасен его спинной плавник;
– самой опасной рыбой Чёрного моря считается морской дракончик. Колючки спинного плавника и жаберных крышек содержит сильный яд;
– среди водорослей есть необычный вид – ночесветка, которая фосфоресцирует, и именно из- за неё море иногда светится;
– В Чёрном море обитает 180 видов мелководных рыб: хамса, кефаль, камбала, скумбрия, ставрида, сельдь, белуга, пеленгас. Можно встретить рыбу- меч, морского конька;
В море примерно 170 видов рыб. Бычок, хамса, сельдь, ставрида. Что человек делает с этой рыбой? (ответы детей).
Правильно, ребята. Рыб ловят рыбаки, а потом продают в магазине, или делают консервы.
– Как передвигаются рыбы? Да им помогают управлять движениями плавники и хвост.
– Почему рыбы могут жить только в воде? У рыб есть специальное приспособление для дыхания-жабры.
– Чем похожи все рыбы? А чем они отличаются?
– Ребята, а каких рыб называют хищными? Да, они питаются другими рыбами.
– А не хищные рыбы чем питаются? (листьями, стеблями подводных растений)
Воспитатель: Ребята, мы не просто так говорим о море сегодня утром к нам в детский сад пришло послание, не в конверте, не в посылке, а на электронную почту. Адресовано самым любознательным, умным, добрым, смелым детям. Я сразу поняла, что послание вам – ребята. Давайте его прочитаем. От кого же оно?
Просмотр видеопослани.
Наш Вовочка снова попал в сказку, но что-то не так в этой сказке… Он говорит, что многие люди перестали беречь природу и морских жителей и загрязняют их дом – Черное море.
Что же нам делать ребята? (ответы детей)
Готовы ли вы, ребята, стать защитниками природы и помочь морским обитателям? (ответы детей)
Давайте посмотрим карту, что же нам надо сделать, чтобы помочь обитателям моря?
1 наше задание для спасения находится за столом №1
Путаница - морская звезда
Она похожа на звезду, у неё пять лучей. В случае опасности морская звезда может отбросить часть своего тела. Она хищник питается моллюсками и морскими ежами.
Показывают результат
Ребята, мы справились на ура! Но поспешим дальше за стол №2
Паззл краб
Крабы ползают по дну тёплых морей. У них широкое и короткое тело. У крабов пять пар ножек. Передние - клешни, ими краб может разрезать пищу на кусочки. Краб собирает всё, что попадается на пути: раковины, рыбьи головы, осколки стекла и складывает на спину. Так он спасается от врагов.
Воспитатель: И краба нам удалось спасти! Но мы не задерживаемся и идем к 3 заданию!
Полёт электрического ската/ Физминутка
(канат пробежать по канату с расставленными в сторону руками)
У ската плоское тело и тонкий, длинный хвост. У него есть ток, им он защищается. Скат быстро плавает, как будто он летает по воде.
Воспитатель: Ребята, а тут Вовочка нам даёт аудио-подсказку, послушаем что он нам отправил? (звучит фонограмма звуков дельфинов, их скрежет)
Вы слышите? Чьи это звуки
Дети: Да – это же дельфины.
– Дельфины дышат лёгкими, а не жабрами.
– Дельфины живут стаями.
– Дельфины млекопитающие животные, потому что кормят своих детёнышей молоком.
– Дельфины хищные животные, потому что питаются рыбой.
– Дельфины спасают тонущих людей.
– Дельфины лечат людей.
Воспитатель: Люди, которые уже не один год отдыхают на Черноморском побережье, подчёркивают красоту этих мест. Вместе с тем они озабочены тем, что даже на диких пляжах есть большие кучи мусора в виде пластиковых бутылок, пакетов, фантиков, стаканчиков, обуви, средств личной гигиены и прочего, что засоряет морские берега. Давайте посмотрим, что же случилось с нашими дельфинами из за этого.
Что же делать?
Задание на мелкую моторику, из аквариума с помощью щипцов достают мусор и освобождают животных.
Воспитатель: А что нам теперь делать с этим мусором ребята?
Дети: Давайте сделаем поделку!
Поделка из мусора
Заключение
Воспитатель: Ребята, у каждого из Вас в руках карточки, давайте подведем итог, как вам понравилось занятие.
Рефлексия: «Светофор»
Дети сигналят карточками:
Зелёной – побольше таких занятий,
Жёлтой – не понравилось.
Воспитатель: Будущее морских обитателей, чистота морей и океанов зависят от каждого из нас, от детей и взрослых. Если все что вы узнали сегодня, вы расскажете своим друзьям и родителям, еще больше людей узнает о данной проблеме. И, конечно, очень бережно будете относиться к обитателям морей и океанов.