Наталья Калько
Организация экспериментально — исследовательской работы в старшем дошкольном возрасте.
▼ Скачать + Заказать документы
Организация экспериментально — исследовательской работы в старшем дошкольном возрасте.
Одной из главных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и психического развития детей, является потребность в новых впечатлениях и знаниях. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я убедилась, что экспериментальная деятельность вызывает у детей огромный интерес к исследованию окружающего мира, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность. Все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Публикация «Организация экспериментально — исследовательской работы в старшем дошкольном возрасте,» размещена в разделах
Для реализации у ребенка способностей к экспериментированию в группе мною создана предметно-развивающая среда, с учетом следующих требований: соответствие возрастным особенностям и выполнение правил по безопасности. В мини-лаборатории «Почемучки» находятся: приборы – помощники (лупы, микроскопы, компасы и т. д., медицинские материалы (пипетки, пробирки, мерные ложки и т. д., природный материал (глина, песок, камешки, шишки и т. д., разные виды бумаги и другие материалы. Уголок постоянно пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей. Здесь же находятся дневники наблюдений, алгоритмы для проведения опытов, познавательная литература.
Экспериментально-исследовательская работа ведется с детьми по трем взаимосвязанным направлениям:
- живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, строение растений, функционирование их, условия жизни растений и др.);
- неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, и др.);
- человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).
Формы организации экспериментально-исследовательской деятельности:
1. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию, проводимая 1 раз в неделю и в соответствии с лексической темой. Например, лексическая тема «Хлеб», занятие проводимое по экспериментальной деятельности «Эксперименты с мукой», тема «Фрукты»» - «Фруктовая лаборатория», «Весна» - «Волшебница вода» и т. д.
Для повышения интереса на занятиях использую сказочные персонажи. Дедушка Знай показывает нам забавные опыты, зайчонок Почемучка «забегает» с интересными заданиями, «залетает» галчонок Любознайка с трудными вопросами и другие известные детям персонажи, что позволяет повысить интерес к проведению опытов.
2. Самостоятельная деятельность детей в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями и т. д.). Особое внимание уделяю индивидуальной работе - так, чтобы каждый ребёнок имел возможность самостоятельно провести опыт, после проведения коллективных исследований или демонстрации опытов педагогом. Ведь ребёнку очень важно самому выполнить задание и сравнить результаты собственной работы с результатами других детей.
3. Экспериментальная деятельность на прогулках (во время наблюдений за объектами или явлениями природы). Например, интересны проводимые опыты по обнаружению воздуха: «Как поймать воздух?», «Движения воздуха – это ветер», «Реактивный шарик», «Парашют» и другие.
4. Организация развлечений с проведением интересных опытов, такие как «В гостях у Архимеда», «Воздух – невидимка», «Проделки Снежной королевы»
Эксперименты я подбираю самые разнообразные, но самое главное - они интересные и привлекательные для моих почемучек, а также они соответствуют их возрасту.
Классификация экспериментов.
- Запланированные эксперименты, которые требуют от меня определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования.
- Случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке.
- Сравнительные эксперименты, позволяющие мне научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений.
- Обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.
Как на занятиях, так и в совместной деятельности я использую видео-презентации, которые также способствуют развитию любознательности у детей, помогают ответить на многие вопросы.
Большое внимание уделяю и работе с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Для просвещения родителей я провожу консультации, предлагаю памятки, привлекаю к созданию фотоальбомов, разнообразных коллекций. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, я рекомендую и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи.
Таким образом, использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у ребенка исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.