Швецова Наталья Николаевна
Организация сопровождения детей с ЗПР дошкольного возраста в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
"ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗПР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО"
Последние десятилетия отмечены резким увеличением числа детей, нуждающихся в помощи специалистов и коррекционной работе. Соответственно, активизировался поиск новых направлений, технологий и методов коррекционной работы в системе специальной педагогики и специальной психологии.
Публикация «Организация сопровождения детей с ЗПР дошкольного возраста в ДОО» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Сопровождение детей с ЗПР является проблемой, актуальность которой обусловлена сегодня традиционными запросами психолого-педагогической, клинической и социальной практики и определенной трансформацией представлений о психогенетической сущности этого статуса, диагностических критериях, принципах организации, характере и степени специализированной помощи.
Психолого-педагогическое сопровождение - это процесс взаимодействия специалиста и психически здорового человека, направленный на создание условий для личностного развития, формирование необходимых компетенций и поддержки в трудных жизненных ситуациях [4].
Понятие психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР имеет множество трактовок, но все они базируются на общих методологических основах, таких как:
• личностно-ориентированный подход (К. Роджерс, И. С. Якиманская);
• антропологическая парадигма в психологии и педагогике (Б. С. Братусь, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков);
• концепция психического и психологического здоровья детей (И. В. Дубровина);
• парадигма развивающего образования (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов);
• теория педагогической поддержки (О. С. Газман, Н. Н. Михайлова);
• проектный подход в организации психологической, медицинской и социальной поддержки (М. Р. Битянова, Е. В. Бурмистрова, А. И. Красило).
Технологии сопровождения детей с ОВЗ, в том числе с ЗПР, основаны на скоординированном междисциплинарном взаимодействии субъектов образовательного процесса. Такое взаимодействие обеспечивает благоприятные условия для личностного и профессионального развития особенных детей. К основным технологиям психолого-педагогического сопровождения относятся [2] :
1. Построение последовательности и глубины подачи материала, соответствующего возможностям ребенка, в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей с ограниченными возможностями в каждой отдельной компетенции или области.
2. Технология проведения междисциплинарных консультаций специалистов, которая, в свою очередь, помогает расставить приоритеты и определить стратегию медицинской и психолого-педагогической поддержки в конкретный момент и на длительные периоды, а также оценить эффективность конкретной стратегии сопровождения.
3. Технология оценки характеристик и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов его проблем, для создания адекватной абилитации и поддержки ребенка и его семьи.
4. Технология оценки внутригрупповых отношений для решения задач поддержки всех субъектов инклюзивного образовательного пространства, формирования эмоционального восприятия и групповой сплоченности.
5. Технологии развития работы с детьми с особыми образовательными потребностями, при необходимости с субъектами инклюзивного образовательного пространства.
6. Технологии поддержки участников образовательного процесса (учителя, родители, психологической работы с родительскими и педагогическими ожиданиями.
Дошкольное образовательное учреждение имеет все возможности для более успешного и полного включения детей с ЗПР в среду обычных сверстников, то есть инклюзии, в том числе на основе сопровождения.
Целью сопровождения ребенка с ЗПР в ДОО является обеспечение нормального развития ребенка, помощь (содействие) ребенку в решении актуальных проблем развития, воспитания, социализации.
Основными моделями сопровождения ребенка с ЗПР в ДОО являются инклюзивное образование и интеграция ребенка с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников. Основной формой сопровождения детей с ЗПР являются индивидуальные и групповые коррекционные и развивающие мероприятия, которые могут иметь коррекционную, развивающую и предметную направленность.
Существуют определенные условия, соблюдение которых необходимо для организации сопровождения ребенка с ЗПР в дошкольной образовательной организации [1] :
• раннее выявление нарушений и организация коррекционной работы с первых месяцев жизни;
• готовность родителей помогать ребенку на протяжении всех лет интегрированного обучения;
• сопровождение ребенка дефектологом, психологом, которые способны консультировать педагогов и родителей;
• возможность получить инклюзивное образование по месту жительства ребенка;
• соответствующая подготовка (квалификация) педагогов ДОО, которые, конечно, должны обладать некоторыми минимальными знаниями в области коррекционной педагогики и специальной психологии;
• наличие специальных образовательных программ и учебных пособий;
• ориентация на конкретного ребенка;
• материально-техническое обеспечение образовательно-воспитательного процесса;
• система взаимодействия специалистов, родителей, педагогов, служб ПМПК, то есть наличие оптимальной системы комплексной поддержки детей с ЗПР [3].
Детский сад также должен быть снабжен программно-методическими материалами для организации сопровождения дошкольников с ЗПР.
Предметно-развивающая среда группы должна обладать всеми необходимыми качествами, быть трансформируемой, многофункциональной, эстетической и развивающей.
Для работы в условиях сопровождения необходимо наличие специальных раздаточных материалов, пиктограмм, мнемотаблиц, наборов наглядных пособий для обучения детей с ограниченными возможностями («Разрезные картинки», «Найдите лишнее», «Один или много», «Дорисуй картинку» и т. д.).
Осуществление сопровождения детей с ограниченными возможностями должно осуществляться сотрудниками, отвечающими квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике, на должности руководителей, специалистов и работников (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).
Воспитатели, логопед, психолог, дефектолог и другие специалисты в рамках сопровождения должны тесно сотрудничать друг с другом и стремиться к единому подходу в воспитании каждого ребенка и единому стилю работы в целом.
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников должно осуществляться в соответствии с задачами, поставленными перед детским садом, и на основе принципов, изложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Наличие необходимых условий для организации сопровождения детей с ЗПР в условиях дошкольной образовательной организации является одним из факторов успешной адаптации и социализации особого ребенка в обществе.
Список литературы
1. Бабкина Н. В. Традиции отечественной научной школы дефектологии в современных подходах к образованию детей с ЗПР // Дефектология. – 2016. – № 5. – С. 3–9.
2. Борисова И. В. Реализация процесса сопровождения детей с задержкой психического развития в процессе инклюзии в условиях дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 769-772. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/101/22700
3. Мустаева Л. Г. Коррекционно – педагогические и социально – психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития. – Москва, 2005. – 98 с.
4. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. ; Научн. –исслед. ин-т общей и педагогической психологии. акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1983. – 448 с.