Татьяна Лутфулина
Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельная деятельность в дошкольной педагогике определяется как связанные элементы действий, с имеющихся у детей знаний и опыта, умений, волей.
У Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман самостоятельная деятельность рассматривается как комплекс действий: возникновение замысла, реализация замысла, развертывание деятельности и ее заключение.
1) возникновение художественных замыслов (цели) как проявление интересов ребенка, через имеющийся художественный опыт;
Публикация «Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей» размещена в разделах
2) реализация замысла, через способ переноса имеющегося опыта в новые условия, применением действий, ранее усвоенных, но видоизмененных детьми;
3) самостоятельные действия, стремление приблизиться к поставленной цели и завершению деятельности.
Самостоятельная деятельность ребенка обусловлена окружающей жизнью; мотивы его поступков, интересы связаны с опытом, накопленным в процессе обучения, игр, развлечений, праздников.
Самостоятельная деятельность ребёнка осуществляется, через использование всех жизненных ситуаций и в ДОУ, и в семье.
В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что он усвоил в процессе обогащения. Творчество детей возникает на основе овладения определенными умениями и навыками в результате обогащения в различных действиях в созданной педагогической и предметной среде и обогащает творческие проявления детей, приобретает развивающий характер. Проблемные, поисковые творческие задания (начиная с младшего дошкольного возраста, раскрепощают творческие возможности детей, развивают воображение, образное мышление, эмоции. В дошкольном возрасте ребенок с удовольствием участвует в различных импровизациях. Он преобразует полученные жизненные впечатления, создает соответствующую обстановку, воображаемые действия со сверстниками, применяет действия по собственному замыслу, становится автором игр, сценаристом, режиссером и актером-исполнителем.
Создание для этого игровых проблемных ситуаций, побуждает детей к вариативным самостоятельным действиям, развивает способность применять усвоенное в новых условиях, в свободной вариативной форме.
Важное педагогическое условие, обеспечивающее успех развития детского музицирования, - предметно-пространственная среда и оборудование. Следует помнить, что музыкальные занятия организуются и проводятся музыкальным руководителем, большинство заданий предлагается одновременно всем детям, а при самостоятельной деятельности дети находятся в основном в группе только с воспитателем, который должен предоставить возможность каждому ребенку проявить свою инициативу. Можно помочь им в этом, используя музыкальный центр, переносную колонку. Игры, полевки, считалки под музыку стимулируют самостоятельное создание детьми своих песенок, музыкальных игр, спектаклей с куклами. Использование единого материала на занятиях музыкальных, по развитию речи и ознакомлению с окружающим, на занятиях изобразительной деятельностью и вне их содействует развитию самостоятельности в музыкальной деятельности.
Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, красок, костюмов у ребенка возникают яркие положительные эмоции. Художественное оформление усиливает впечатления детей. Все это побуждает их выражать свои чувства в песне, танце, инсценировке, надолго сохраняется в памяти детей.
Большую роль в организации самостоятельной музыкальной деятельности играют «музыкальные уголки» в группах. Воспитатель осторожно направляет самостоятельную музыкальную деятельность по желанию и по интересам детей, помогает каждому проявить себя, заинтересовать малоактивных детей. Создается атмосфера непринужденности и особого настроя на музыкальную деятельность, оказания помощи в организации развлечения или игры, музицирования. Используются упражнения или сюжетно-ролевые игры.
Основной путь стимулирования этой деятельности - использование косвенных влияний:
- установление общих связей между занятиями и самостоятельным музицированием;
- воспроизведение праздничных впечатлений на интерактивной доске;
- создание условий, материальной среды, зоны, «уголков» и оборудования;
- косвенный характер руководства со стороны воспитателя;
Самостоятельная музыкальная деятельность, творческие импровизации обогащают процесс музыкального воспитания и развития детей, проблемные ситуации игрового характера побуждают детей к вариативным самостоятельным действиям, способствуют закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к музыкальной деятельности в новых условиях, в свободной, вариативной форме.
Перенос ребёнком полученного на музыкальных занятиях опыта в другие условия помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности и инициативе. В совместной деятельности складываются доброжелательные отношения между детьми, реализуются их творческие замыслы. Самостоятельная деятельность воспитывает художественный вкус, увлеченность, творческое воображение, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству, формирует его как личность.
Примерное планирование организации самостоятельной музыкальной деятельности детей старшего возраста (на ноябрь)
Первая неделя
Понедельник, первая половина дня.
Цель: закрепить умение следить за мелодией, своевременно начинать и заканчивать песню, петь без напряжения.
Пение любимых детских песен без музыкального сопровождения из репертуара детского сада: «Чики-чикалочки»,
Среда, первая половина дня.
Цель: закреплять умение различать тембр звучания музыкальных инструментов.
Организовать музыкально-дидактическую игру «Угадай инструмент».
Пятница, вторая половина дня.
Цель: учить детей инсценировать знакомые песни, эмоционально передавая содержание.
1. Инсценирование песни «Ёлочка».
2. Изобразительная деятельность : изготовление атрибутов для инсценировки песни.
Вторая неделя
Вторник, первая половина дня.
Цель: развивать умение ритмично двигаться в соответствии
с динамикой музыки, самостоятельно инсценировать содержание хоровода.
Организовать хоровод : «Новогодняя считалочка»
Вторая половина дня.
Цель: закреплять умение различать и называть жанры музыкальных произведений, развивать способность понимать содержание произведений разного жанра.
Слушание музыки : Чайковский: «Юмореска», «Декабрь»; Шуман «Дед Мороз»; Прокофьев «Снегурочка»; Свиридов «Метель»; Вивальди «Зима».
Четверг, первая половина дня
Цель: развивать умение узнавать песни по мелодии, продолжать
развивать эмоциональность восприятия; подготовка к дальнейшему инсценированию песен. Развивать звуковысотное восприятие,
умение различать высокие и низкие звуки.
1. Организовать музыкально-дидактическую игру «Бубенчики».
Третья неделя
Понедельник, первая половина дня.
Цель: закрепление ранее выученных песен, активизация малоактивных детей.
Внести новый атрибут для игры - большой плоскостной телевизор. Организовать концерт по телевизору «3имушка-3има» (исполнение песен из разученного репертуара).
Вторая половина дня.
Рисование на тему «Зима» (по сказке «Снегурочка»). Рассматривание иллюстраций, загадки, песен о зиме. Анализ рисунков.
Среда, вторая половина дня.
Цель: развивать навыки выразительных движений под музыку, упражнять Колю и Сережу в ритмичном похлопывании под предложенную мелодию, привлечь к этому всех желающих. Чайковский «Юмореска».
1. Предложить детям исполнить танец под муз. Чайковский «Юмореска».
2. Импровизировать движения для снежных хлопьев «Декабрь»Чайковского.
Пятница, первая половина дня.
Цель: умение различать высокие и низкие звуки. Организовать подвижную музыкально-дидактическую игру «Качели» Е. Тиличеевой:
Четвертая педеля
Вторник, вторая половина дня.
Цель: развивать умение узнавать песни по мелодии; продолжать развивать эмоциональность восприятия; продолжать инсценировать разучиваемые новогодние песни.
Вспомнить хоровод под р. н. м. «Снег-снежок».
Рисование: оформление шапочек, атрибутов для игр, хороводов.
Четверг, вторая половина дня.
Цель: закрепить узнавание: Чайковский: «Юмореска», «Декабрь»; Шуман «Дед Мороз»; Прокофьев «Снегурочка»; Свиридов «Метель»; Вивальди «Зима». Самостоятельно двигаться под музыку. Озвучивать классическую музыку самостоятельно подобранными музыкальными инструментами.