Юлианна Тропина
Организация самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тропина Юлианна Николаевна,
музыкальный руководитель БДОУ «Детский сад №20» г. Сокол
Организация самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей, в т. ч. музыкальной является одной из целей ФГОС дошкольного образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие».
Публикация «Организация самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
В своей книге «Первые шаги в мире звуков» педагог И. Н. Малахова пишет: «Знает ли кто-нибудь ребенка, который с первых лет своей жизни не проявил бы никакого интереса к музыке? Не попытался бы сам «напевать», «дудеть», отбивать ритм рукой или ритмически топать? Не пробовал бы освоить музыкальную игрушку – «свистульку», барабан, смешной «тёщин язык», издающий звуки «уди-уди-уди»? Не слушал бы музыку - случайно или с сознательным желанием?» Мир звуков окружает ребенка буквально с момента рождения. В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей, и воспитателям не следует проходить мимо благодарной задачи: помочь ребенку сделать верные, нужные шаги к тому, чтобы музыка стала богатейшим достоянием его жизни с самых ранних лет».
Чтобы ребенок начал действовать самостоятельно, свободно, он должен накопить определенный комплекс умений и навыков в любом виде деятельности. Этому в детском саду способствуют занятия (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность) – как основная форма обучения.
На музыкальных занятиях дети получают определенные теоретические знания о музыке как высоком искусстве. Слушая произведения композиторов классиков, у детей обогащается эмоциональная сфера, они учатся слушать окружающий мир и быть более внимательными к природе и людям. Также на занятиях дети развивают свои двигательные способности, осваивая музыкально-ритмические композиции, перестроения, знакомясь с танцевальными движениями в русских и характерных танцах. Обучаются певческим навыкам: свободному ведению мелодии голосом и легкому пению без напряжения. Учатся играть на детских музыкальных инструментах по одному или в оркестре, развивая чувство ритма и метра.
Приобретенные на занятиях умения и навыки дети используют в самостоятельной свободной музыкальной деятельности, определяющей его жизнь и игру в детском саду вне занятий и вне музыкального зала.
Косвенное руководство данным процессом осуществляет воспитатель: определяет пространство в групповой комнате, наполняя его предметами, побуждающими действовать самостоятельно. Воспитатель создает специальную предметно-развивающую среду, оформляя уголок с музыкальными инструментами (звуковысотными, шумовыми, имитирующими, фонотекой, дидактическими играми на развитие различных музыкальных способностей, атрибутами для движения (ленточками, платочками, султанчиками, элементами костюмов и театральных масок. Педагог также создает благоприятную творческую атмосферу, направляя и поддерживая ребенка, побуждая к самостоятельной деятельности : музицированию, пению, танцам. Как досуг, воспитатель организует концерт, «Минуту славы», в которой участвуют все дети. Каждый из детей показывает, что ему удается в том или ином виде музыкальной деятельности : один с удовольствием исполняет песню, другому более удается современный танец, а все вместе играют на деревянных кубиках, аккомпанируя веселому маршу.
Победители данного концерта награждаются различными призами.
В течение дня детям доступны музыкально-дидактические игры, с помощью которых закрепляются знания, полученные на занятиях. Дети также самостоятельно организуют игры с пением, театрализованные игры, используя костюмы и маски. Перевоплощаясь в героя музыкальной игры, имитируя повадки разных животных, малыш проявляет свободное творчество. В вечернее время, когда детей в группе остается немного, воспитатель предлагает им музыкальные инструменты. В такие моменты ребенок наслаждается игрой, применяя приобретенные навыки и получая удовольствие от собственного умения владения инструментом.
Каждый раз, когда воспитатель слышит, как ребенок напевает песенку из любого мультфильма или телепередачи, он проявляет интерес, поддерживает ребенка в пении, и в дальнейшем предлагает прослушать в записи и исполнить эту песенку всем детям в свободное время. Педагог обязательно выполняет эмоциональную потребность малыша в восприятии музыкального произведения.
Сотрудничая с родителями, воспитатели ненавязчиво руководят самостоятельной музыкальной деятельностью детей в домашних условиях: рекомендуют послушать вместе с малышом музыкальные произведения, побеседовать о прослушанной музыке, определить понравившееся и впоследствии поделиться впечатлениями со сверстниками.
В нашем детском саду воспитатели отмечают любое, даже самое малое, самостоятельное действие детей в музыкальной деятельности, вовлекая их в свободную творческую жизнь, которая способствует развитию воображения, восприятия, мышления, памяти, а также формированию таких качеств как креативность, коммуникативность и эмоциональная отзывчивость. В. А. Сухомлинский писал: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности»