Мария Лапузова
Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе «Сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья.
Темочки:
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Темочки
При создании развивающего пространства в групповом помещении, учитывалась ведущая роль игровой деятельности в развитии детей. Это, свою очередь, должно обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Предметно-пространственная среда в группе, организовывалась так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Все пространство в группе разделено на центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение центров меняется в соответствии с комплексно - тематическим планированием образовательного процесса.
В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям.
Так же в приёмной находится уголок творчества, где мы вывешиваем работы детей по рисованию и аппликации
Предметно – пространственная развивающая среда в группе организована с учётом требований ФГОС, где чё тко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная;
2) познавательная;
3) речевая;
4) художественно-эстетическая;
5) физическая.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
«Центр сюжетно - ролевой игры».
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм.
Неотъемлемой частью в приобретении ребёнком социального опыта является семья, именно там ребёнок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребёнка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. В своей группе мы постарались создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей.
«Центр Сюжетно - ролевой игры» позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Центр оснащен атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Включает в себя центр математики и развития речи, уголок природы и центр науки (экспериментирования). В нем собран материал, способствующий развитию и закреплению ЭМП (о форме, величине, пространственном расположении предметов, полифункциональный материал, образцы и схемы построек, игрушки - трансформеры, игры-головоломки, предметы заместители.
В центре имеются разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный, наглядный и раздаточный материал. В центре речевого развития имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирование словаря. Сделаны пособия, оформлен раздаточный материал на развитие устной речи.

«Центр природы».
Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а также приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Центр включает в себя картотеку дидактических игр, прогулок по временам года, ЛЭПбуки (Богатство русского леса, Чистая планета, Путешествие капельки). Центр природы так же сочетает в себе центр экспериментирования, в котором имеется: различные емкости для воды и сыпучих веществ, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса и формы. В наличии картотеки по проведению экспериментов, природный материал для знакомства с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т. п.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» :
«Центр театрализованной деятельности».
Центр театрализованной деятельности-один из творческих и активных центров. Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышления. Именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.
Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, деревянный. Также имеется уголок масок, которые дети с удовольствием используют в инсценировках. Театральные уголки часто пополняются атрибутами, сделанными совместно педагогами, детьми и родителями.

«Центр музыкального развития»
Это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок помогает: расширять представления о музыке; развивать воображение детей; активизировать эмоциональную сферу, мышление, речь; создавать радостное настроение. На стене центра расположены традиционные музыкальные инструменты. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки.
В уголке наличие фонотеки, аудиотеки с песнями, сказками, музыкой. Наличие атрибутов из бросового материала, нетрадиционного оборудования. Наличие иллюстративного материала для ознакомления детей с разными видами музыкальных инструментов. Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам.

«Центр художественного творчества».
Важной целью центра является - формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изо деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Центр заполнен необходимым изобразительным материалом.
В распоряжении детей восковые и акварельные мелки, цветной мел, фломастеры, гуашевые и акварельные краски, пальчиковые краски, кисти, баночки для воды, цветные карандаши, пластилин, доска для лепки, глина, тесто, салфетки, палочки, стеки, клише, поролон, печатки, трафареты, обводки, цветная и белая бумага, картон, ножницы с тупым концом, мольберт.
Дидактический материал: Раскраски с образцами, тематические раскраски, образцы декоративно-прикладного искусства (по программе, иллюстрации и альбомы по данной теме для рассматривания. Схемы последовательного рисования предмета.

«Центр патриотического воспитания».
Для создания условий для нравственно-патриотического воспитания организован центр «Россия-Родина Моя». Материалы, размещенные в центре, освещают основные направления по патриотическому воспитанию и включают в себя направления: «Моя семья», «Мой родной край», «Народные обряды и промыслы», «Москва – столица России», «Герб страны», «Флаг страны и Красноярского края.». Оформлен Лэпбук «Моя Россия» в 2-х частях. Так же совместно с родителями оформлена полочка с куклами в традиционных костюмах.
«Центр патриотического воспитания».
Для создания условий для нравственно-патриотического воспитания организован центр «Россия-Родина Моя». Материалы, размещенные в центре, освещают основные направления по патриотическому воспитанию и включают в себя направления: «Моя семья», «Мой родной край», «Народные обряды и промыслы», «Москва – столица России», «Герб страны», «Флаг страны и Красноярского края.». Оформлен Лэпбук «Моя Россия» в 2-х частях. Так же совместно с родителями оформлена полочка с куклами в традиционных костюмах.

«Центр безопасности (уголок по ПДД)»
Центр включает в себя переносной макет улицы, дорога с пешеходным переходом, различного размера и назначения машины, светофор, дорожные знаки. Создавая развивающую среду в группе, немало внимания я уделяла созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. Уголок безопасности дорожного движения интересен не только мальчикам.
Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, спецмашины, макет улицы, дорожные знаки, демонстрационный материал, картотека по ОБЖ, макеты домов. Также особое место уделено пожарной безопасности. Здесь размещен пожарный щит, спецмашины, вертолёты, пожарные в спец форме.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
«Центр книги «В гостях у сказки»»
Содержание книжного центра соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. Привлекаем внимание детей к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомим с писателями и их произведениями. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
«Центр физического развития».
Центр физического развития служит для удовлетворения потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Созданная мной, спортивная зона соответствует гигиеническим и педагогическим требованиям, расположена по принципу целесообразности. Она доступна в использовании каждым ребенком. При организации спортивной зоны учтены интересы, как мальчиков, так и девочек. Здесь находятся кегли, кольцебросс, ленты, мячи, мешочки с песком

Таким образом, развивающая предметно-пространственная образовательная среда группы направлена на создание социального развития дошкольников, включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие.
Предметно-развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность воспитателя. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно- развивающей среды, а также развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.