Татьяна Нетесова
Презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе «Улыбка» Нетесова Т. А
воспитатель МБДОУ №9, п. Березовка
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Главная задача педагогов – быть готовым к любым вопросам, даже если вам они кажутся совсем не логичными. Поэтому в нашей группе создаются условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметно-пространственной среды.
Темочки:
В соответствии с ФГОС ДО предметно - пространственной среды в дошкольной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, но самое главное – она должна работать на самостоятельность и самодеятельность ребенка.
Для того чтобы развивающая предметно-пространственная среда нашей группы соответствовала ФГОС ДО я изучила методическую литературу, нормативные документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. При проектировании развивающей предметно-пространственной среды придерживаюсь следующих принципов.
У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Я организовала пространственную среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор деятельности.
Развивающая предметная среда должна быть современна, отвечать критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей детской деятельности, обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детей. При построении развивающей предметно-пространственной среды соблюдаю принцип зонирования.
Чтобы помочь реализовать потребности дошкольника в положительных эмоциях, новых впечатлениях, знаниях, умении чувствовать себя уверенно в общении со взрослыми и сверстниками, взаимопонимании и сопереживании, соответствии положительному нравственному герою организовала центр музыкально театрализованной деятельности.
Создав центр математического развития, я решаю большое количество образовательных задач. Незаметно для себя дети осваивают геометрические фигуры, узнают и запоминают цвет и форму, учатся ориентироваться в пространстве, развивают мелкую моторику рук и совершенствуют речь, мышление, внимание, память, воображение.
Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему в нашей группе оборудован центр науки и природы, где есть природные материалы для детского исследования: крупы, прищепки, шишки, камни, ракушки, перья, губки и т. д. глобус, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Также в них представлены дидактические игры по темам: климат, растительный и животный мир, природные зоны земного шара и т. д. В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений. Гербарий позволяет детям получить представления о многообразии мира природы родного края.
В группе оформлен центр речевого творчества, представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр : пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Центр патриотического воспитания направлен на духовно-нравственное развитие. Благодаря материалам, представленным в центре, у детей развивается интерес и уважение к семье, к труду людей, любовь к Родине и ее традициям.
Особо ценен центр двигательной активности. Центр гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он реализует потребность детей в двигательной активности. Дошкольники закрепляют разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей.
В группе расположен центр конструирования, он представляет огромное разнообразие различных видов конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. С целью научить детей безопасному поведению на дороге был создан центр пожарной и дорожной безопасности. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм; дидактическими и настольными играми для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит городок с разметкой улиц и дорог.
Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра. Атрибуты к играм были подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Уголок уединение любимое место игры детей. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у детей желание играть.
Центр книги и центр изобразительной деятельности пополняется в соответствии с темой недели, дети могут просмотреть детские книги, журналы, открытки и альбомы на различные темы, а занятия продуктивной деятельностью развивают руку ребёнка.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию наших воспитанников.
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Мною было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой, реже ссорятся поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Поиск инновационных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.