Елена Постнова
Организация предметно-пространственной развивающей среды в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация предметно-пространственной развивающей среды в средней группе»
Предметно-пространственная развивающая среда в группе является основой для всестороннего развития каждого ребенка, его самостоятельности и самодеятельности, источником его знаний и социального опыта. Предметно-пространственную развивающую среду в средней группе организовали с учётом требований ФГОС ДО по пяти образовательным областям. При организации развивающей среды учитывали возрастные особенности и интересы детей таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело. Соблюдая принцип доступности, расположили материал на уровне глаз детей и вытянутой руки. Все игрушки и игровой материал размещён так, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место.
Публикация «Организация предметно-пространственной развивающей среды в средней группе» размещена в разделах
Центры активности организовали на основе интеграции видов деятельности детей по следующим направлениям:
Образовательная область «Познавательное развитие» представлена центром математического и сенсорного развития, центром экологии и экспериментирования, центром конструктивно – строительной деятельности.
Цель организации центра математического и сенсорного развития создать условия для обогащения сенсорного опыта детей, развития логики, мышления, внимания. В центре имеются разнообразные игры и пособия на развитие умения различать и называть геометрические фигуры, воссоздавать фигуры из частей, сравнивать предметы, выделять отличия и сходства по 2-3-м признакам. Дети могут выбрать игры по интересам: геометрическое лото, игрушки-головоломки, разрезные картинки, пазлы, настольно-печатные, развивающие игры. А так же игры для развития мелкой моторики : мозаики разных форм, размера и цвета. Также есть игры, сделанные своими руками: «Собери квадрат» (из кухонных прорезиненных салфеток, «Укрась коврик» (решетка для раковины и тесьма).
Центр экологии и экспериментирования. Его основная цель - создание условий для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, о разнообразии явлений природы; воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формировании начал экологической культуры. В данном центре представлены : календарь природы, комнатные цветы, оборудование для ухода за растениями, дидактические игры. Собраны коллекции камней и ракушек. Дети любят играть с муляжами домашних и диких животных, животных жарких стран. Подобраны дидактические картинки «Насекомые», «Животные», «Деревья»; атрибуты для экспериментирования - ёмкости различного объёма, песочные наборы, игрушки для игр с водой, вертушки для игр с ветром.
Также имеется разнообразный природный и бросовый материал, предназначенный для проведения разных исследований: песок, камни, соломинки, крупы, шишки, камешки, пробки. Природный материал - многофункционален, дети используют его в центре художественного творчества для поделок. Дуя на перья птиц у детей развивается дыхание.
Центр конструктивно - строительной деятельности создан с целью развития конструктивных навыков, логического мышления. Сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, однако его содержание достаточно мобильно: конструктор различного вида и размера, кубики, строительный материал можно перемещаться в любое место группы, что позволяет детям разворачивать сюжет игры за пределами центра.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
представлена сюжетно-ролевыми играми, центром краеведения и центром безопасности.
В группе организована игровая зона, которая позволяет создавать условия для обогащения социальных представлений о людях– взрослых и детях: особенностях внешности, проявлениях половозрастных отличий, о некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми; формирования доброжелательных и дружеских взаимоотношений в детском коллективе.
Игровая зона оснащена атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Сюжетно – ролевые игры носят отражательный характер, в них ребёнок творчески воссоздаёт заинтересовавшие его стороны действительности, отношение людей, события. В играх дети отражают различные бытовые сюжеты, например: «Семья». Трудовые сюжеты отражены в играх: «Больница», «Магазин», «Гараж», «Ателье» в которых дети знакомятся с трудом взрослых.
Соблюдая принцип гендерного развития, для девочек подобраны такие атрибуты как: утюги, гладильная доска, бытовые приборы, посуда, куклы, кроватки и коляски; для мальчиков – набор инструментов, машины разного вида и назначения.
В игровой зоне присутствует оборудование для сюжетно - ролевых игр «Парикмахерская», «Магазин», «Кухня», «Больница». В игровой зоне, согласно принципу интеграции, можно заниматься различными видами деятельности. Подобранный игровой материал позволяет детям комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
В нашей группе организован центр краеведения, который способствует развитию элементарных представлений о родном крае его символикой и достопримечательностями.
В игре происходит формирование основ безопасного поведения в быту, природе, социуме. Поэтому в центре безопасности имеется макет перекрёстка дороги; лэпбук по дорожной безопасности; светофор, одежда инспектора ДПС, машины разного назначения. А так же дидактические игры и ситуации по безопасному поведению дома, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
Образовательная область «Речевое развитие» представлена центром речевого развития и книги.
Целью организации центра является создание условий для поддержки инициативности и самостоятельности детей в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обогащение словаря, развитие звуковой культуры речи. В центре представлены речевые игры : «Кто как кричит», «Загадки в картинках», разрезные картинки, игры для развития дыхания «султанчики», иллюстрации о временах года.
В центре книги созданы условия для решения ряда задач по расширению опыта слушания литературных произведений за счет разных жанров. Развивать у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. Освоению умений внимательно слушать и слышать литературное произведение, сочувствовать и сопереживать героям произведения, и давать элементарную оценку поступкам героев. Проявлять желание запоминать стихи и пересказывать прочитанные сказки и рассказы. В центре оформляем выставки книг писателей с их портретами; подборки литературы на разную тематику; материалы для знакомства с художниками иллюстраторами и их творчеством.
Образовательная область «Художественно-эстетического развития»
представлена интеграцией центров изобразительной деятельности, книги, музыки и театра. Цель создания центра «Художественно-эстетического развития» - развивать сенсорные, эмоционально-эстетические, творческие и познавательные способности. Активизировать интерес к разнообразной изобразительной деятельности. Воспитывать эмоционально-эстетические чувства детей.
Центр изобразительной деятельности – один из самых любимых у наших детей, поэтому для него выбрано хорошо освещенное место в стороне от играющих детей, где воспитанники в свободное время рисуют, лепят. В свободном доступе для детей, находится необходимый изобразительный материал: карандаши, фломастеры, бумага разной фактуры, размера и цвета, трафареты, раскраски, пластилин, природный и бросовый материал. У детей есть свобода выбора материалов при выполнении работ. А так же дидактические игры «Дорисуй узор», «Обведи по точкам».
Центре музыки и театра дети учатся игре на детских музыкальных инструментах: на металлофоне, гармони, дудочках, бубнах, барабанах. Инструменты дети используют индивидуально, иногда организуют «оркестр». Так же для прослушивания музыки, сказок используем магнитофон.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, проявляя эмоции, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало. В центре театрализованной деятельности размещается ширма для костюмов, маски персонажей сказок, которые могут использоваться в подвижных и сюжетно-ролевых играх, разные виды театра (кукольный, пальчиковый, настольный и другие).
Образовательная область «Физическое развитие»
Центр физкультуры и здоровья
Использование разнообразных физкультурных и спортивно – игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведёт к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребёнка. Для «дорожки здоровья» используем коврики для массажа стоп разной фактуры, ребристые коврики, верёвки разной толщины, шнуры. Для ловкости рук используем резиновые и набивные мячи, массажные мячики, кольцебросы. Для коррекции осанки имеются скакалки, обручи. Весь спортивный инвентарь хранится в этажерках на колёсиках, которые можно передвинуть в любой конец группы. Применяя принцип вариативности, дети используют скакалки, «косички» (сплетенные своими руками из материала, мягкие модули для разделения пространства игровой зоны, делают дорожки из «косичек» для машин. Обручи и скакалки используем как атрибуты для подвижных игр. Мягкие гири, кегли, служат ориентирами. Игровое пространство в группе меняется в зависимости от игры, для этого переставляем столы, стульчики.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что организация развивающей предметно – пространственной среды в группе с учётом требований ФГОС, строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. В дальнейшей работе будем продолжать пополнять предметно-пространственную развивающую среду новыми играми и атрибутами, сделанными своими руками.