Марина Глухова
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Организация
развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
МБДОУ «Д/с № 9»
Воспитатель – Глухова Марина Николаевна
Создавая развивающую среду в группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста 5–7 лет» размещена в разделах
Детский сад работает по общеобразовательной программе «МБДОУ Д/с № 9», поэтому все центры в развивающей предметно-пространственной среде созданы в соответствии с этой программой, с рекомендациями по развивающей предметно-пространственной среде, учтены основные требования и основные принципы организации среды.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду в группе, я учитывала следующие параметры:
содержательно-насыщенная, развивающая;
трансформируемая;
полифункциональная;
вариативная;
доступная;
безопасная;
здоровьесберегающая;
эстетически-привлекательная.
Кроме того, все пространство в группе я разделила на определенные зоны, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются в дошкольном возрасте преимущественно посредством игры. В группе я постаралась создать среду и условия для развития игровых качеств у детей. Сюжетно-ролевые игры: «Ателье», «Почта», «Салон красоты», «Супермаркет», «Поликлиника», «Семья».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи. Игры по звуковой культуре речи.
Игры на звукоподражание: «Палочки-стукалочки», Кубик «Кто как кричит», «Эхо».
Игры и пособия на развитие речевого дыхания : «Надуй шарик», «Поддувалочки», «Мыльные пузыри».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения: «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото», «Чудесный мешочек», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки».
Картотека артикуляционных, мимических игр и упражнений.
Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи «Глаголы в картинках», «Учимся использовать предлоги», «Учим антонимы», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел».
Игры на развитие связной речи : «Расскажи сказку», «Что сначала, что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Расскажи про детский сад».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
В центре художественно-эстетического развития дети могут самостоятельно пользоваться различными материалами для свободного творчества: карандаши, краски, восковые мелки, пластилин, тесто для лепки, цветная бумага, шаблоны, трафареты, фигурные ножницы.
В книжном уголке находится художественная литература соответственно возрасту и тематике.
Театральный уголок часто пополняется новыми атрибутами, сделанными своими руками.
Имеются следующие виды театров: пальчиковый, настольный, теневой, картонажный. Имеются костюмы, с помощью которых, дети могут обыграть любой образ, перевоплотиться в любого персонажа.
В центре безопасности имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно - печатные игры, машинки, знаки, домики.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр познавательного развития.
Игрушки для сенсорного развития детей : пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, лото. Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания.
А так же различные конструкторы: мелкий и крупный «Строитель», «Лего» и т. д.
В центре природы имеется: календарь погоды, инвентарь за уходом комнатных растений, модель Солнечной системы, разнообразные коллекции и игры.
Центр экспериментирования наполнен различными материалами, позволяющими проводить с ребятами опыты и наблюдения.
С историей Родины, края и родного города ребята знакомятся в центре патриотического воспитания.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
В центре физкультурного развития есть все необходимое для подвижных игр, проведения утренней гимнастики (кегли, мячики, скакалки, кегли, массажные дорожки и т. д.). Имеются картотеки: народных игр, народных игр Красноярского края, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта, комплекс упражнений после сна «Побудка». В наличие спортивный инвентарь, сделанный своими руками.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе меняется в зависимости от темы недели и игровой ситуации.
Вывод: развивающая предметно – пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна, соответствует новым требованиям ФГОС ДОО.