Папки-передвижки

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста

Татьяна Гордеева
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Актуальность. Одним из определяющих факторов воспитания детей раннего возраста является предметно-развивающая среда. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение[1].

Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста» размещена в разделах

Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для ранних групп, где стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на «зону ближайшего развития».

Окружающая среда должна быть организована с учетом возможностей самого ребенка. Предметно-развивающая среда не может быть повторена в домашнем интерьере и потому особенно значима для пребывания ребенка в условиях группы детского дошкольного учреждения.

Проблема организации развивающей среды рассматривалась многими исследователями в различные исторические периоды (Платоном, Я. Каменским, Ж. Руссо, М. Монтессори, Л. Н. Толстым, В. Я. Сухомлинским, Ш. А. Амонашвили, Л. А. Венгером, В. А. Сластениным, С. А. Козловой, Н. А. Сорокиным, В. А. Ясвиным и др.). [11]

В 1989 году Министерством образования России был создан авторский коллектив, который разработал Концепцию дошкольного воспитания. А в 1993 году – концепция получила дальнейшее развитие – коллективом психологов и педагогов под руководством В. А. Петровского и С. Н. Новоселовой были сформулированы основные принципы построения предметно-развивающей среды с учетом психолого-педагогических требований. [4].

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой [9]. Среда развития ребенка - это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении.

Есть много определений развивающей среды. Но, большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук С. Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка» [4].

Известно, одно из главнейших условий психического развития ребенка - «присвоение им общественно-исторического опыта человечества, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры общества» (А. Н. Леонтьев) [5]. Поясним это положение. Ребенок не является робинзоном в познании, например открытии функционального назначения окружающих его предметов (ложка - для еды, расческа - для ухода за волосами, ботинки - для ходьбы, шапка - для прикрытия головы и т. п., а также различных видов деятельности человека (бытовая, трудовая, художественная, игровая и т. п.).

В ознакомлении детей первых трех лет жизни с окружающим миром был разработан системный подход, который позволил в нем выделить центральное, стержневое звено - знания о человеке, которые ребенку следует преподносить в доступной его возрасту форме- потребность в общении - на протяжении всего раннего детства и т. д.) [3].

Поэтому окружающую ребенка предметную среду не следует слишком примитизировать, а познавательное развитие ребенка раннего возраста - понимать упрощенно. В данный период жизни он не только накапливает впечатления и расширяет чувственный опыт. Малыш учится ориентироваться в окружающем мире, у него начинает формироваться система знаний, которые, образно говоря, раскладываются по полочкам. Упорядочение этого процесса во многом зависит от взрослого, который руководит отбором содержания, материала и методов развития познавательной деятельности [2].

Оборудование детских помещений позволяет реализовать организацию воспитания ребенка раннего возраста на научной основе по следующим принципам [2].

Принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ :

-принцип дистанции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения», логопедический, кабинет психолога.

-принцип активности, самостоятельности, творчества, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения.

-принцип стабильности – динамичности, ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»;

-принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны могут меняться, объединяться, дополняться. Динамичность среды должна побуждать малышей к преобразованию, к исследованию нового. Развивающая обстановка должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны - позволять взрослым и детям видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач [6].

В ранний период жизни ребенок познает мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его видению, пониманию. Однако педагогу необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и в последующем освоении действительности [8].

Я работаю в группе раннего в группе раннего возраста восемь лет. В моей группе созданы условия для того, чтобы с первых минут детском учреждении ребенок попадал в благоприятное, психологически комфортное пространство. В первую очередь это удобство и соответствие возрасту предметов мебели, пособий, игрушек и пр., обеспечивающих достаточное освоение окружающего пространства. В группе предметно-игровая среда - разнообразная, многофункциональная и вариативная.

Игровая комната разделена на развивающие зоны.

В зоне двигательной активности находится оборудование для развития таких основных видов движений, как ползание, лазание, бросание, катание на велосипеде, ходьба, бег – это машины, волокуши, каталки-качалки, мячи разного размера, мешочки с песком, кольцеброс. Оборудование для выполнения общеразвивающих упражнений - флажки, султанчики, платочки, гимнастические палки; для развития дыхания – волшебные бутылочки, вертушки; для профилактики плоскостопия - массажные дорожки, маски для подвижных игр.

В зоне воды и песка имеется оборудование для ознакомления детей со свойствами неживой природы – тазы, ведерки, различные емкости, леечки, сачки, плавающие игрушки и предметы, губки, совочки, грабельки.

В природной зоне находиться комнатные растения широколистные с плотной поверхностью листа. Инвентарь для ухода за растениями (лейка, тряпочки, палочки для рыхления). Дидактические игры: «Чьи детки?», «Собери картинку». Демонстрационный материал (серия карточек) : «Фрукты», «Овощи», «Дикие животные», «Домашние животные», «Неживая природа». Фигурки домашних и диких животных родного края.

Строительная зона - строительный материал различной величины, напольный конструктор (пластмассовый). Игрушки, машинки и фигурки для обыгрывания построек (набор фигурок диких и домашних животных и их детенышей, людей и др.). Игрушки бытовой тематики.

Зоны музыкальной и театрализованной деятельности находятся рядом друг с другом. Здесь я размещаю материал для режиссерских и театральных детских игр: мелкие игрушки плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персонажей, маски с героями сказок, птиц, зверкй; для проведения развлечений с детьми – настольный, пальчиковый, плоскостной (фланелеграф) театр, куклы – бибабо, перчаточные куклы. Также здесь имеются озвученные и неозвученные музыкальные инструменты, нестандартное оборудование - музыкальные коробочки, бутылочки, погремушки – веселушки, музыкальная шкатулка, рядом предусмотрен «уголок ряженья», огороженный яркими лентами, на стене большое зеркало, фотографии детей в ярких костюмах, крючки с разноцветными платочками, сарафанами, юбками, головными уборами.

Игровая зона соседствует с уголком ряженья, она оборудована специальной детской игровой мебелью для сюжетно-ролевых игр. Содержание уголка меняется набором кукол, одежды, посуды, мебели, предметов домашнего обихода, фруктов, крупного строительного материала, игрушек – заменителей.

Зона творчества- круглые кисточки (беличьи, колонковые, подставка под кисти. Восковые мелки. Цветная бумага тонкая, плотная, картон. Цветные карандаши (6 цветов, гуашь (6 основных цветов). Альбомы с рисунками декоративно-прикладного искусства, изображающая животных. Заготовки для рисования (различные предметы, овощи, фрукты, животные). Доски для лепки. Рисунки-иллюстрации, трафареты. Глина и пластилин, салфетки из ткани, емкости для промывания ворса кистей от краски. Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров.

В зоне сенсорного развития размещены различные игры и пособия, изготовленные из «нестандартных» предметов (крышек, пробок, прищепок, пуговиц, шнурков, липучек и других хозяйственных предметов, специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки, застежки. Дидактический стол используем для прокатывания шариков с горки, учим различать, располагать втулки и формы по цвету на столе.

Зона психологической разгрузки представлен в виде загороженного шторкой мягкого диванчика с подушечками разной формы, мягкими игрушками. На стене размещен дидактический коврик со съемными мешочками, наполненными разнообразными мелкими предметами (для осязания). Выше развешены семейные фотографии в рамках из коробок. Функциональность уголка заключается в том, что он может использоваться не только для уединения ребенка, но и для сюжетно-ролевых игр, и как сцена для театрализованной деятельности. Карманы на шторке используются для наглядного тематического материала.

Зона развития речи представлен дидактическими играми, разнообразными альбомами, предметными картинками, сюжетными картинками, способствующими развитию речи детей. Содержание уголка меняется в соответствии с поставленными задачами определенной тематики.

Заключение

Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды.

Я считаю, что значение окружающей среды для маленького ребенка играет большую роль. Именно в ранние годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы малютки. Ребенок «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед его глазами.

Именно поэтому оформление помещения группы в детском саду играет важную роль в воспитании детей Оформление групповой комнаты должно пробуждать у детей познавательные интересы и позитивные эмоции. Цветовая отделка помещения не должна быть тусклой, но, в то же время, недолжна перевозбуждать детей [10].

Итак, умело организованная игровая среда, практически снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, синдром тревожности в отсутствие близкого взрослого. Дети спокойно входят в группу сверстников, проявляют друг к другу чувства симпатии. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть в детском сообществе. Активная позиция малыша и радость освоения являются показателями правильного направления в работе взрослых. [11].

Вместе с тем, очевидно, что игровая предметная среда, организованная наилучшим образом, не может эффективно воздействовать на ребенка без участия взрослого. Взрослый должен «открыть» ее для ребенка, «подарить» ее ребенку в процессе развивающего общения. Значит, развивающее общение - это такое взаимодействие взрослого с детьми, которое помогает ребенку познавать и систематизировать окружающий мир, овладевать генетическими задачами возраста.

Список литературы

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой [Текст] / Н. П. Аникеева. - М. : Просвещение, 1987. -143с.

2. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду [Текст] / Т. Анохина //Дошкольное воспитание. - 1999. - №5. - С. 32 - 34.

3. Божович Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 464 с.

4. Козлова С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов дошкольных отделений и факультетов средних педагогических учебных заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - Москва: AkademiA, 2000. - 414, [1] c.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1975. - 361 с.

6. Новоселова С. Развивающая предметная среда [Текст] : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Новоселова. - М. : Просвещение, 2001. - 89 с.

7. Павлова Л. Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста : практ. пособие [Текст]/ Л. Н. Павлова. 2-е изд. - М. : Айресс Пресс, 2007. -119 с.

8. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. - М. : Просвещение, 1986. - 144 с. : ил.

9. Подласый И. П. Педагогика [Текст] : учебное пособие для вузов / И. П. Подласый. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1996. - 630, [1] с. : ил.

10. Попова Н. Цвет в интерьере детских садов [Текст]/ Н. Попова// Дошкольное воспитание. - 1998.- №4. - С. 12-17.

11. Социальная сеть работников образования https://nsportal/ru/detskii-sad

Публикации по теме:

Мастер-класс по теме «Организация развивающей предметно-пространственной среды»Мастер-класс по теме «Организация развивающей предметно-пространственной среды» Мастер-класс с педагогами «Организация развивающей предметно-пространственной среды к ООД» Подготовила: Воспитатель МБДОУ детский сад №.

Оформление предметно-развивающей среды в группах раннего возрастаОформление предметно-развивающей среды в группах раннего возраста Оформление предметно-развивающей среды в группе раннего возраста Подготовила воспитатель высшей категории Ольга Дмитриевна Рудник ГБДОУ.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе Оформление группы. Тема: "Организация предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе" Составила: воспитатель ХрамоваЕлена.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе b]Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе. [/b]Автор Герасимовская Т. С. - воспитатель первой квалификационной.

Презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды группы» Одним из определяющих факторов воспитания детей дошкольного возраста является предметно-развивающая среда. Предлагаем вашему вниманию опыт.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Развивающая среда – это необходимый фактор для развития ребенка. Чем богаче и насыщенней развивающая среда, тем интереснее и познавательнее.

Презентация предметно-пространственной среды в группах раннего возрастаПрезентация предметно-пространственной среды в группах раннего возраста Широкова Ольга г. Владимир, детский сад 91 В группе раннего возраста предметно-игровая среда насыщена дидактическим материалом для самостоятельной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды группы ДОУОрганизация предметно-пространственной развивающей среды группы ДОУ Организация предметно-пространственной развивающей среды. 1. Организация пространства группы и предметной среды осуществляется по тематическому.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в средней группе «Организация предметно-пространственной развивающей среды в средней группе» Предметно-пространственная развивающая среда в группе является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста
Опубликовано: 2 ноября 2018 в 10:14
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гордеева (УИ 914662) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД