Блиняева Татьяна Николаевна
Организация пространственной предметно-развивающей среды во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Организация пространственной предметно-развивающей среды в нашей группе построена таким образом, что дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов.
В раздевалке группы расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям.
Групповая комната представлена тремя основными зонами –
• рабочая зона,
• активная зона,
• спокойная зона.
Границы между зонами подвижные, легко перемещаются.
Публикация «Организация пространственной предметно-развивающей среды во второй младшей группе» размещена в разделах
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры.
Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от некоторых особенностей, например, если в группе больше мальчиков, то мы оборудуем группу конструкторами, кубиками, машинами, что позволяет детям строить дома, мосты, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваем игры в “семью”, “больницу”, “магазин”, выделяем для этого большую часть группы.
Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. Воспитанникам доступны все помещения, обеспечивается свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности. Игровому материалу и оборудованию, мебели обеспечивается исправность и сохранность.
Воспитатели постоянно работают над преобразованием предметной среды в группе, вносят изменения и дополнения в уже имеющееся зонирование среды.
В оформлении группы используются совместные творческие работы, поделки, дидактические пособия и игры, изготовленные воспитателями и родителями. Используются различные компоненты среды (игры-самоделки, книжки-самоделки, мини-музеи, выставки, макеты, уголок забытых вещей, детские коллекции, творческие мастерские, мини-лаборатории, панно, сенсорные доски, стенды, фото- и стенгазеты и др.) в оформлении развивающей предметно-пространственной среды.
Центр природы.
Расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Так же сочетает в себе уголок экспериментирования с природным материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, «огород на окне»;
Центр «Мир театра».
Здесь дети могут обыграть сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышлению. Для этого в имеются разнообразные виды театров (настольный театр, пальчиковый театр, маски, и шапочки животных, элементы костюмов).
Центр «Сенсорика»
Уголок сенсомоторного развития предназначен для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Здесь дети учатся завязывать шнурки, нанизывать крупные бусины, застегивать пуговки и др. Для этого в имеются разнообразные виды игр и сенсорные доски.
Центр физического развития.
Цель которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей.
Центр строительно-конструктивных игр.
Находятся строительные наборы и конструкторы из разных материалов (деревянных, пластмассовых и поролона). Рядом находятся столы, где можно сооружать постройки. Так же здесь присутствуют фигурки животных, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления.
Центр «Библиотечка»
Здесь представлены книги в соответствии с программой.
Центр творчества «Юный художник»
Имеется изобразительный материал для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изобразительной деятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей. Позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.
Модель нашей развивающей среды включает инновационные компоненты в виде лепбуков, сенсорных досок и мини – музей матрёшек. Таким образом, предметно-развивающая среда в нашей группе, я считаю, создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.