Прохоренко Анна Александровна
Организация развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию общеобразовательной программы
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию общеобразовательной программы
Характеристика музыкального зала: музыкальный зал посещают 6 групп (две первые младшие,вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы, в общем количестве детей от 2-7 лет, из них - 52 девочки и 94 мальчика.
Факты полученные в результате анализа развивающей предметно-пространственной среды :
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в музыкальном зале;
Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей) ;
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию общеобразовательной программы» размещена в разделах
Учет возрастных особенностей детей;
Учет образования детей с ОВЗ, особыми потребностями в обучении, др. категорий детей (если таковые имеются в группе).
Оснащение музыкального зала
Оборудование:
•Рабочее место музыкального руководителя (место для работы с детьми – собственно музыкальный зал, детские стулья);
•Шкаф, стеллаж для хранения документации, папок, литературы;
• ТСО (музыкальный центр, ноутбук, интерактивная доска, проектор);
•Фонотека по группам
Содержание документации музыкального зала:
• Конвенция о правах ребенка
•Конституция РФ
•Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка РФ»;
•Закон РФ «Об образовании»;
•Решение правительства РФ по вопросам образования
•Образовательные стандарты по музыкальному развитию дошкольников;
• Должностная инструкция педагога;
•Тематический план работы музыкального руководителя на год;
•Основная рабочая программа музыкального руководителя;
Литература:
•Справочная литература (Музыкальная энциклопедия в 3-х томах, словарь музыкальных терминов);
•подборки статей из методических журналов и газет по разделу «Музыкальное воспитание дошкольников»
• Музыкальные журналы («Справочник музыкального руководителя», «Дошкольное воспитание», «Детский сад от А до Я»)
•Нотные сборники;
•Детская художественная литература;
Учебно-наглядные пособия:
•Образцы дидактических пособий;
•Комплексы материалов для проведения занятий по музыкальному воспитанию;
•Настольно-печатные музыкально-дидактические игры;
•Атрибуты для игр-плясок
•Кукольный театр;
•Репродукции картин, иллюстрации к музыкальным произведениям;
•Портреты композиторов;
•Альбомы по творчеству композиторов;
•Музыкальный инструмент для педагога – Электорнное фортепиано;
•Музыкальные инструменты для детей (со звуком неопределенной высоты – маракасы, бубны, барабаны, треугольники, румба, кастаньеты, палочки, погремушки, колокольчики, бубенцы; издающие один звук – свирели, дудки; русские народные – ложки, гармошки, коробочки, трещетки; с диатоническим и хроматическим звукорядом – фаэми, ксилофон);
Положения и инструкции:
•инструкция по технике безопасности;
Разработки:
•Занятий;
•Развлечений;
•Мероприятий, проводимых с родителями;
Аудиовизуальные средства обучения :
•Набор DVD-дисков;
•Набор аудиокассет и дисков;
•Набор компьютерных обучающих программ, дисков;
Паспорт музыкального зала:
•Перечень оборудования и документация музыкального зала;
•Перспективы развития музыкального зала;
•Расположение материала музыкального зала в соответствии с паспортными данными (нумерация шкафов, стеллажей);
•Режим работы музыкального зала;
•График проветривания музыкального зала;
Соответствие СанПиНам:
•Журнал по электро-безопасности I ступени;
•План эвакуации;
•Огнетушитель
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в музыкальном зале.
Оборудование пространства зала соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее.
В интерьере зала, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. С целью обеспечения психологического комфорта в зале создан «уголок уединения», в котором создана спокойная, приятная обстановка; имеются: стул, хохломской столик, музыкально-дидактические игры, альбом для рисования и набор цветных карандашей.
В зале создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая различным возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами музыкальной деятельности. Все музыкально-дидактические игры и материалы в музыкальном зале расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.
Полифункциональность предметной среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, стулья. Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Такая организация пространства позволяет детям различного возраста выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение самостоятельной деятельности, а музыкальному руководителю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей.)
В развивающей среде музыкального зала отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Пространство музыкального зала имеете различные, хорошо разграниченные центры развития :
• центр для сюжетно-ролевых игр;
• центр для музыкально-театрализованных игр
• центр музыкальной деятельности;
• центр слушания музыки
• центр настольно-печатных музыкально-дидактических игр;
Оснащение центров развития меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В уголках имеются алгоритмы по использованию материалов развивающего пространства ( например: алгоритм музыкально-дидактических игр, сюжетно-ролевых игр и т. д.)
Центр для сюжетно ролевых игр;
В связи с тем, что игровые замыслы детей обусловлены возрастными особенностями, весь игровой материал в данном уголке размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, понятные им, комбинировать их "под замыслы". Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу — крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.
В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Дети действуют с разнообразными мелкими фигурками-персонажами в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами, мелкие фигурки-персонажи которые выполняют функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры.
Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб — это игровые макеты с "насельниками" (тематическими наборами фигурок-персонажей) и предметами оперирования (предварительно подобранные под возраст детей).
Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещены в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро "населен", по желанию играющих).
Центр для музыкально-театрализованных игр:
• Кукольный театр (Теремок, Волк и семеро козлят, Кот в сапогах, Колобок, Курочка Ряба, Заячья избушка)
• Театр лопаток (Вол и лиса, Колобок, Три медведя и т. д.)
• Настольные игры из серии «Играем в сказку»
• Пальчиковый театр
• Театр картинок
• Перчаточный
• Маски персонажей и костюмы
• Декорации и ширма
• Картотека музыкальных и театрализованных игр
• Атрибуты для игр-плясок (разноцветные ленты, флажки, цветы, малинки из ткани, разноцветные полотна ткани, бусы, листья деревьев, кубики и, др)
Центр музыкальной деятельности:
• Музыкальные инструменты со звуком неопределенной высоты (маракасы, бубны, барабаны, треугольники, румба, кастаньеты, палочки, погремушки, колокольчики, бубенцы)
• Музыкальные инструменты, издающие один звук (свирели, дудки)
• Русские народные музыкальные инструменты (ложки, гармошки, коробочки, трещетки)
•Инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (фаэми, ксилофоны, колокольчики,струнные)
• Инструменты по программе «Элементарное музыцирование» (авт. К. Орф)
• Диски с музыкой и сказками
Центр слушания музыки:
• Магнитофон
• Наушники
• Фонотека по группам
• Репродукции картин, иллюстрации к музыкальным произведениям
• Портреты композиторов
• Альбомы по творчеству композиторов
• Мнемотаблицы
Центр настольно-печатных музыкально-дидактических игр:
• Картотека музыкально-дидактических игр
• Настольно-печатные музыкально-дидактические игры («Море», «Три кита», «Музыкальное лото», «Музыкальное домино», деревянные досточки и коробочки с пуговицами, и др)
• Картотека музыкальных пальчиковых игр
• Символика нашей страны