Елена Кокова
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно – пространственная среда в группе построена в соответствии с "Основной общеобразовательной программой" детского сада.
При проектировании развивающей предметно – пространственной среды учитывается принцип интеграции: материалы из одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей. В построении развивающей предметно-пространственной среды учитываются также следующие принципы:
1. Безопасность и психологическая комфортность.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
2. Содержательность и насыщенность.
3. Соответствие возрастным, гендерным особенностям.
4. Трансформируемость.
5. Поли-функциональность.
6. Вариативность.
7. Эстетическая привлекательность.
Оборудование группового пространства соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровье-сберегающее, эстетически привлекательно и развивающее, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Мебель соответствует росту и возрасту детей (регулируемые ножки у столов и стульев, доска на уровне глаз детей и т. д., каждый стол и стул промаркирован в соответствии с ростом детей, игрушки соответствуют педагогическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. Все игрушки в группе соответствуют гигиеническим требованиям, имеют привлекательный вид, учитывают возрастные, гендерные и индивидуальные особенности. Игрушки проходят обработку (моются в проточной воде с мылом). Сломанные или утратившие свой эстетичный вид игрушки заменяются новыми или предметами-заместителями. Материалы и оборудование безопасны, сертифицированы. Все шкафы, стеллажи, кашпо для комнатных растений закреплены. Растения находятся в безопасном месте, ядовитых нет. Помещение группы соответствует требованиям пожарной безопасности: в группе имеются датчики на случай появления задымления.
В интерьере группы, в цветовом решении стен преобладают светлые спокойные тона. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов.
В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, половым, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним. С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан «центр уединения», в котором создана домашняя обстановка; имеются: мягкий диван, подушка-подружка. Чтобы этот процесс пребывания в детском саду проходил более спокойно, ребёнку предлагаются для просмотра фотографии в альбоме «Моя семья», в альбоме-летописи группы «Наши праздники и будни».
Развивающая предметно – пространственная среда группы содержательно насыщена, разнообразна, яркая, информативно богатая.
Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных центров:
• центр для сюжетно-ролевых игр;
• центр для музыкальной деятельности;
• центр книги;
• центр театрализованных игр;
• центр краеведения;
• центр экологии;
• центр опытно-экспериментальной деятельности;
• центр конструктивной деятельности и безопасности;
• центр художественного творчества (рисования, лепки);
• центр спорта.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Развивающая предметно – пространственная среда содержит достаточное количество элементов, с которыми каждый ребенок может самостоятельно взаимодействовать при минимальной помощи взрослых. Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и возможностей детей. В центре группы находится ковер – место сбора всех детей. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать разнообразные постройки.
Игры, пособия, мебель в группе поли-функциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. Крупные мягкие модули используются для строительства кровати, домика, магазина, гаража, моста, забора и многого другого. Физкультурное оборудование (обручи, скакалки, подручные материалы (ленточки, пробки) используются в игровой деятельности для создания дорог, моря, домика и многого другого.
Игровой и наглядный материал периодически меняется в соответствии с тематикой, вносятся новые предметы и атрибуты, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей. При непосредственном участии детей помещение группы оформляется в соответствии со временем года. В зависимости от реализуемой темы вносится дидактический и игровой материал в разные центры. При проектировании развивающей предметно – пространственной среды учитывается зона ближайшего развития.
Таким образом правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.