Elena Schuvalova
Опыт работы «Организация работы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческая мастерская «Мудрый педагог»
Тема: «Организация работы с родителями»
Автор: Шувалова Елена Алексеевна, воспитатель МКДОУ детский сад № 83 г. Россоши
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум
и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
(В. А. Сухомлинский)
Публикация «Опыт работы „Организация работы с родителями“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» был объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей. В указе говорится о том, что дети должны стать активными участниками решения важнейших задач, направленных на возрождение и всестороннее укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства. Дошкольное учреждение при условии грамотного построения работы обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, взаимодействия с родителями. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.
Детский сад – первое общественное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поэтому я считаю, что положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь только в результате согласованных действий воспитателя и семьи, развития интереса родителей к вопросам воспитания, установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом. Но самая главная проблема, как это сделать, как привлечь родителей к совместной работе и сделать их не просто сторонними наблюдателями, но и участниками воспитательного и образовательного процесса?
Чтобы как-то начать решать данную проблему, я в своей группе строю работу с родителями на максимальном доверии, т. е. предельно честное общение с родителями, и в ответ я наблюдаю такое же общение и со мной со стороны родителей. Они часто спрашивают совета в каких-то моментах воспитания, в организации занятий дома. Что радует, видела, как родители читают информацию, размещенную в уголке для родителей, в папках – раскладушках и папках - передвижках. Некоторые родители обращаются с вопросами «Что делать, не знаем?» Я советую литературу, ищу материал, размещаю его в уголке для всех родителей.
Но проблема есть, все - таки не все еще родители охотно помогают нам в работе, не все участвуют в делах группы, даже касаемо их ребенка. Им все равно, как переживает ребенок, например, за то, что у него нет нарядного костюма на какое-то мероприятие или за то, что все сделали совместную поделку с родителями, а он нет. Многие родители интересуются только питанием ребенка, привели – забрали и все. Может это связано с атмосферой в семье, с материальным положением семьи. Как достучаться до таких родителей, как изменить такое положение, заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Для начала я приобрела литературу, помогающую мне в работе с родителями. Это всем известные «Родительские собрания в детском саду» по каждой возрастной группе, «Родительские собрания в условиях перехода к ФГТ и ФГОС», и «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей», ну и наш незаменимый интернет, без которого никуда не деться.
Начиная со 2 младшей группы я пересмотрела выборы состава родительского комитета. Организовала 6 секторов «Хозяйственник», «Спортивный», «Культурно-массовый», «Внимание», «Общественник», «Редколлегия». Каждый сектор выполняет определенные функции. Выбрали анонимным голосованием ответственных за каждый сектор. При организации какого-либо мероприятия или других вопросов, которые необходимо решить, каждый ответственный берет к себе в помощь любого из родителей группы. Если есть необходимость я собираю всех членов родительского комитета и решаю с ними текущие вопросы и проблемы.
Затем я пересмотрела организацию проведения родительских собраний. Стала проводить их в разнообразных формах: готовила презентации, приглашала к участию в собраниях родителей, проводила собрания в форме круглого стола, просила родителей подготовиться к собранию, готовила специальные анкеты или просто вопросы, готовила выставки детского творчества, фотогазеты. Участвовали даже в конкурсе родительских собраний. После каждого собрания родители уносили с собой всевозможные памятки и рекомендации по теме собрания. Родители от собрания к собранию становились оживленнее, участвовали в обсуждениях, в совместном решении каких-то спорных вопросов. Вносили свои предложения.
Были организованы в группе несколько конкурсов: «Конкурс на лучшее изготовление кормушек», «Игрушки-забавы своими руками». Организованы были акции ко Дню детской книги «Подари детям книгу» и ко Дню театра. Для группы были приобретены несколько видов театра. Конечно, не все родители приняли участие в данных акциях. Организовывались также всевозможные фотогазеты, фотовыставки. Большая организационная работа была проведена с родителями для помощи в ремонте группы при переходе, и в ремонте игровой площадки. В ней приняли участие 100% родителей.
В средней группе работа родительского комитета осталась прежней, только поменялись ответственные за сектора. Так же продолжаю проводить собрания в разных формах. Еще решила просмотреть все текущие годовые праздники и некоторые из них включить в работу и с родителями и с детьми. По некоторым из них подбирался материал и выставлялся для родителей. По некоторым проводилась специальная работа и подготовка с участием родителей. Например, в день рождения Н. Носова, 23 ноября, дети приносили из домашней библиотеки книги писателя, предварительно, прослушав произведения дома, а в группе велась беседа и пересказывались произведения. Так же продолжила конкурсную работу среди совместной работы родителей и детей : конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии», конкурс чтецов «Осенняя пора». Родителям очень понравились такие мероприятия. Даже те, которые не участвовали ранее, загорелись желанием. На конкурсах вручались грамоты, дипломы и призы. Следующий ближайший конкурс «Дефиле Снеговиков». Еще стало больше участников. Родители попросили продолжать конкурсы чтецов. И следующий - в конце зимы - конкурс чтецов «Зимушка-зима». На будущее мною намечено еще несколько совместных мероприятий. Так же хочу продолжить работу по годовым праздникам, намечено несколько мероприятий и акций.
Родители сами организовывали и проводили праздник «День матери» с последующим чаепитием уже 2 года подряд. В прошлом году было несколько мам на празднике, в этом году практически все. И родителям, и детям очень понравилось.
Многие родители участвуют так же в районных, всероссийских и международных всевозможных конкурсах и викторинах, тем самым оформляя портфолио своего ребенка. В группе мною оформлена выставка «Наши достижения», где показаны результаты участия детей в данных конкурсах.
Постоянное кропотливое сотрудничество с родителями приводит постепенно к тому, что большинство родителей перестали быть зрителями и наблюдателями, они пытаются становиться активными участниками многих мероприятий, возросло взаимопонимание родителей и воспитателей, родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы и детского сада.
В будущем я буду продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Хотелось бы разнообразить нашу совместную работу, это: совместные праздники детей и родителей, походы и экскурсии и т. д.