Складчикова Татьяна
Опыт работы «Портфолио как форма работы с родителями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Одним из ее основных принципов является сотрудничество педагогов ДОУ с семьёй. Конечно же, работа с родителями планировалась и осуществлялась всегда. И никто не отменяет традиционные формы взаимодействия с семьёй, но сейчас акцент делается на поиск новых идей, свежих решений и интересных предложений. Одним словом – инновационный подход.
Публикация «Опыт работы „Портфолио как форма работы с родителями воспитанников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Уже второй год мы внедряем такую формы работы как «портфолио». С «портфолио» в разной мере знакомы все. Это слово происходит от английского «портфель», папка для документов. Сегодня словом «портфолио» называют список работ специалиста, представляющих его умения, навыки и знания с лучших сторон.
Мы решили использовать данную форму, как нетрадиционную форму взаимодействия с родителями, которая относится к наглядно-информационным формам работы и несет на себе информационно-просветительские функции. Портфолио группы - это способ фиксирования, накопления и оценки достижений группы в определенный период их развития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии "дети-родители-педагоги", копилка успехов, положительных эмоций детей в различных видах деятельности, возможность еще раз пережить приятные моменты совместной деятельности.
В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9.)
В дошкольном образовании при создании «Портфолио» группы главная роль возлагается на воспитателя. Структура нашего портфолио была определена заранее, исходя из интересов и вопросов, задаваемых родителями. Также мы осуществляем систематическое пополнение и изменение «Портфолио" группы по мере участия воспитанников группы в образовательном процессе, своевременно отмечаем все достигнутые результаты. К оформлению группового «Портфолио» также привлекаем родителей. Участие родителей в подготовке материалов, оформлении, раскрывает творческий подход к работе, участие в жизни детей в детском саду.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решалась в трех направлениях:
• повышение педагогической культуры родителей.
• вовлечение родителей в деятельность ДОУ,
• совместная работа по обмену опытом.
Для организации грамотного, системного сотрудничества с семьей при работе над групповым «Портфолио» нам необходимо:
• Организовать просветительскую деятельность с родителями по теме «Что такое «Портфолио»?».
• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
• Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.
Сотрудничество с родителями по созданию «Портфолио» группы строится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению.
Наше «Портфолио» представляет собой печатный вариант, которые ежемесячно обновляется и предлагается к вниманию родителей.
Мной выбраны следующие структурные компоненты «Портфолио» :
1 Добро пожаловать (приветствие)
2 Давайте познакомимся (воспитатели и младшие воспитатели группы)
3 Наши мальчики
4 Наши девочки
3 Программа ООПД (общеобразовательная программа ДОУ)
4 Наши именниники
5 Наши достижения (где представлена организованная деятельность и досуговые моменты группы и детского сада)
6 Вы спрашивали – мы отвечаем (вопросы родителей, так как некоторые вопросы требуют более развернутого ответа)
7 «Повторите дома с детьми»
8 Благодарность родителям
9 Памятки для Родителей (входят консультации, рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению родителей воспитанников)
Таким образом, портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
-создать для каждой группы ДОУ ситуацию переживания успеха;
-поддерживать интерес воспитателей группы к формированию портфолио группы;
-укреплять взаимодействие с семьями воспитанников группы, повышать
заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития группы и совместной деятельности с дошкольным учреждением.
В практическом отношении хотелось бы отметить педагогический опыт в сфере оптимизации взаимоотношений ДОУ и родителей. Современные педагоги к данному вопросу подходят не с формальной стороны, а с точки зрения практической полезности и ценности, они заинтересованы в налаживании контактов с родителями. И успешность воспитания детей зависит от объединения совместных воспитательных усилий дошкольного учреждения и родителей. И чем успешнее будет данное сотрудничество, тем выше будет эффективность воспитания подрастающего поколения.