Кот Филин
Опыт работы «Организация экспериментирования в центре воды и песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица
Дети активно познают окружающий мир, не переставая удивлять нас своей любознательностью, в их сознании закладываются основы представлений об окружающем мире. Насколько интересной и разнообразной будет поступающая информация, во многом зависит от нас, взрослых.
Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, каждое дошкольное образовательное учреждение должно реализовывать среди десяти других образовательную область «Познание».
Публикация «Опыт работы „Организация экспериментирования в центре воды и песка“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
Центр «Воды и песка» в нашей группе «Одуванчик» помогает нам организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогаем им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию (формование из песка).
Организация центра «Воды и песка» в группе для детей раннего возраста.
1. Создание в группе условий, отвечающих требованиям гигиены и безопасности при работе с песком и водой.
Необходимо правильно выбрать место расположения центра, это может быть стол, поставленный таким образом, чтобы у детей была возможность подойти к нему с любой стороны. Центр необходимо оформить красочно и привлекательно для детей, тем самым стимулируя желание проводить в нем свободное время, учиться играя. Также центр должен быть расположен так, чтобы в нем легко было проводить уборку.
2. Оснащение центра «Воды и песка».
Для центра «Воды и песка» необходимо подобрать соответствующие ёмкости, удобные и безопасные для использования их детьми. В этом же центре могут находиться различные камни в отдельном ящике, а в следующем - маленькие совочки, формочки, маленькие шарики и легко моющиеся игрушки. Нагромождать центр не рекомендуется. Лучше менять раз в месяц предметы для экспериментирования (можно камни заменить деревянными или железными предметами, либо бумагой и т. д.). Для игр с водой – необходимо иметь резиновые или пластиковые игрушки, черпачок, сачок и др.
Дети будут иметь возможность ставить опыты и эксперименты : лить воду, бросать камни и шарики в воду, набивать формочки песком, строить из песка простые постройки. Дети под руководством воспитателя видят и понимают какие предметы тонут, а какие не тонут в воде и почему, из какого песка можно лепить, а из какого нет. Центр «Воды и песка» можно переносить на улицу в теплое время года.
Также необходимо продумать защитные средства (непромокаемые фартуки, клеенки, нарукавники). В данном центре, учить детей сотрудничать друг с другом. В центре не должно находиться много детей одновременно.
Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения во время игр с водой, песком и крупой :
• нельзя намеренно выливать воду на пол;
• выкидывать песок (крупу) на пол;
• нельзя брызгать водой на других детей;
• бросать песок (крупу);
• после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.
Занятия в центре помогают :
• развивать у дошкольников навыки общения и диалогическую и монологическую речь, пространственную ориентацию;
• стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор детей;
разнообразить способы сотрудничества;
• развивать трудовые навыки;
• обучать правилам безопасного использования песка и воды в процессе игр и экспериментирования.
Дети могут:
- наливать, переливать, отмеривать воду (то же можно делать и с песком);
- дуть на воду, подгоняя плавающие предметы;
- набирать воду в ладони, пропуская ее сквозь пальцы или удерживать в плотно сжатых руках;
- наполнять пипеткой разные углубления (форма для льда, мыльницы);
- просеивать песок,
- выталкивать камешки и мелкие предметы из песка путем встряхивания;
- окрашивать песок;
- заполнять слоями окрашенного песка прозрачные емкости и т. д.
Малыши очень любят такие игры. Обязательное условие работы центра - наличие сказочных персонажей во время игры (Зайка-любознайка, Мишка, Белочка и т. д.).
Игры с водой.
Переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой, спринцовкой) и способами (губкой, резиновой перчаткой, воронкой); наливание воды в разные емкости (чашку, бутылочку, кастрюльку); веселая рыбалка (вылавливание рыб удочкой с магнитом); тонет – не тонет (игры на экспериментирование); игры с мыльными пузырями (пускание пузырей с помощью соломинки, воронки; взбивание пены венчиком). «Поймай пузырь на ладошку», «Чей пузырь больше?», «Чей пузырь улетит выше, дальше…». Игры с заводными плавающими игрушками, мельницей; игра “Море” (разноцветные большие и маленькие камушки, ситечко, игрушки – обитатели моря).
Предлагаю вашему вниманию очень интересную игру «Пускание по воде плавающих игрушек».
Цель: Дать детям представление о том, что предметы плавают; о числовом определении - один и много.
Содержание: Я пускаю плавать по воде резиновые или пластмассовые игрушки. «Ребята, смотрите, как уточка (рыбка) плавает. Сейчас я покручу палочкой по воде» (делаю кругообразные движения палочкой). «Уточка движется. Вот как интересно! А теперь, Таисия, на тебе палочку, покрути палочкой. А теперь, Ваня, еще пустим уточку, еще и еще. Была одна уточка, а теперь - их много». После предлагаю детям вынуть игрушки из воды и обтереть «Вытирайте, видите - они стали сухими. Теперь положите игрушки на место. Воду из таза выльем». Целесообразно использовать потешки.
Игры с песком.
Экспериментирование и наблюдения :
• «Сухой песок может сыпаться»,
• «Мокрый песок хорошо лепиться, принимает любую нужную форму»,
• «На мокром песке остаются следы, отпечатки»,
• «Песок – это множество песчинок».
Начинать игры с песком и водой обязательно нужно с того, что мы здороваемся с песком. Для этого кладем сначала одну ладошку, затем другую, затем кладем обе ладошки и слегка надавливаем на песок. Песчинки прилипают на ладошку, мы потираем ладошки друг о дружку. Что вы чувствуете? Далее можно играть с песком.
По очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны; скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро; пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы; создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик и пр.); пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после — одновременно (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим, и наконец — мизинчиком); группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять.
Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Хорошо вместе пофантазировать: чьи они?; поиграть по поверхности песка как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх- вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психологической работы с малышами – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции. Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей решается в центре «Воды и песка» при помощи различных игр и манипуляций с песком, водой и крупой.
Для малыша, еще слабо владеющего речью, емкость с водой, песком или крупой становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.
Таким образом, экспериментирование в центре «Воды и песка» чрезвычайно полезно для разных сторон развития, и, конечно же, делают жизнь детей полнее и интереснее. Важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, доставлять удовольствие. Малыш радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению что-то сделать самому. Радость – залог успешного развития детей на ступени раннего возраста. Игры с песком и водой приносят детям радость открытия.
Список использованной литературы:
1. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, рекомендации. «Детство-Пресс», СПб. : 2005.
2. Павлова Л. Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л. Е. – М. : Центр «Школьная книга», 2004.
3. Сотникова В. М., Ильина Т. Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.