Анастасия Пархомцева
Опыт работы «Система работы с детьми и родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ.
Публикация «Опыт работы „Система работы с детьми и родителями“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи, нашедших отражение в некоторой части ФГОС.
Как мы уже знаем, что с 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Что же является основными целями ФГОС ДО:
• Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
• Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требование к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
• Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Каково же при этом участие родителей?
Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».
Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить некоторым родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательно-образовательного процесса?
Задача детского сада — «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.
Никакие самые замечательные образовательные программы ни к чему не приведут, если не изменять сознание родителей, поэтому руководители ищут пути взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. И Федеральные государственные образовательные стандарты оказывают существенную помощь к основной программе ДОУ, в выстраивании диалога между этими двумя сторонами, основанного на сотрудничестве, содружестве и взаимопомощи для полноценного воспитания и развития ребенка.
Родителям необходимо участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Для этого необходимо, создание системы государственно-общественного управления ДОУ, в которой родителям нужно будет предоставить реальные права и возможность влиять на жизнь детей в ДОУ, дать почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса, только в этом случае родители будут проявлять инициативу и самостоятельность в совместном с педагогом самоуправлении, которое будет достигаться за счет создания органов родительского управления и творческих рабочих групп.
Сущность управления предполагает согласованное взаимодействие между ДОУ и родительской общественностью в решении различных вопросов образования, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику, принятие управленческих решений, участие в выполнении, создании здоровой социальной среды для воспитанников, принятия решения об оказании благотворительной помощи, направленной на развитие ДОУ и совершенствования педагогического процесса в группе.
К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся :
- познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками,
- поддержка физического здоровья учащихся,
- дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей,
- поддержка одаренных детей,
- социальная поддержка и профилактика безнадзорности.
Для привлечения родителей в систему работы ДОУ нужно повышать компетентность родителей в вопросах стандартизации образования и активно сотрудничать детскому саду с семьей по введению и реализации ФГОС, с использованием различных форм, таких как:
• Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний; («Формируем навык самообслуживание у детей»)
• Педагогические беседы с родителями; («Одежда детей в группе и на улице!»)
• Тематические консультации и конференции с родителями; («Секреты психологического здоровья», «Как развивать память у детей?»)
• Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей и занятия с участием родителей;
• Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
• Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; («Мама милая моя!»)
• Посещение семей воспитанников на дому;
• Организация “уголков для родителей”, семейный вернисаж.
• Дни открытых дверей и Дни добрых дел;
• Совместные экскурсии;
• Совместное создание предметно-развивающей среды;
• Работа с родительским активом группы.
• Папки — передвижки, изготовление родителями совместно с воспитателями. («Играем с ребенком дома»)
• Исследовательская деятельность, где принимают участие родители со своими детьми.
• Сайт ОУ
Для пополнения банка данных по родителям активно используется такая форма взаимодействия с родителями, как анкетирование, тестирование. У персонала детского сада возникает мотивация в получении различной информации.
• Анкетирование и тестирование проводится на предмет выяснения запросов родителей, их ожиданий от сотрудников ДОУ и выявления уровня педагогической компетентности родителей.
• Работа с семьями в нашем детском саду проводится системно.
• Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ.
• Новые условия нашей жизни требуют все более новых подходов и методов работы с семьей. Групповые методы работы с родителями (тренинги, круглые столы, деловые игры и т. п.) завоевывают все большую популярность и считаются более эффективными. Многие родители достаточно хорошо понимают свои ошибки в воспитании ребенка, но очень часто им не хватает элементарной психологической или педагогической грамотности, чтобы решить свои трудности и проблемы. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым проанализировать свое поведение.
• На сегодняшний момент те формы, которые применяются у нас в детском саду, зарекомендовали себя положительно и дали хороший результат, видно что позиция родителей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в управлении ДОУ и в воспитании детей.
Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовывать совместную деятельность детского сада и семьи. Но мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями.
Осуществление психологической поддержки и коррекции детско-родительских отношений.
Родителям стали жизненно необходимы психолого-педагогические знания; педагогам – знания по организации более эффективных форм работы с родителями по вовлечению их в образовательный процесс, то есть мотивирование на получение этих знаний.
Проблема заключается в том, чтобы каждый из педагогов определил для себя:
- Работа с родителями – это одна из граней педагогического мастерства или тяжкая должностная обязанность?
Прежде чем решить проблему ребенка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что родители, порой, не компетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают возрастных особенностей детей или не серьезно относятся ко всему тому, что происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию поведения.
Сегодня выделяют примерно три группы родителей :
Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми.
Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.
Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.
Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований учебно-воспитательной работе.
Необходимо создать интегрированное поле деятельности для всех ответственных за будущее поколение, где будут рассматриваться, и решаться вопросы эффективности работы на самых высоких уровнях. Разрыв поколений потому и происходит, что взрослые не хотят всерьёз воспринимать проблемы детей, подрастая, дети, платят им тем же.
Каждое человеческое существо - прирожденный творец! Родитель не исключение. Его творчество заключается в том, чтобы быть хорошим родителем, быть примером для собственного ребенка во всем, а это значит – ответственно относиться к своим обязанностям, заниматься самообразованием, продвигаться вместе с ребенком по пути знаний, не гасить творческие порывы ребенка, а творить вместе с ним и наслаждаться этим творчеством!
Решающее значение при этом приобретает качество взаимодействия, которое строится на: уважении в ребёнке Человека; убежденности в том, что все дети талантливы; создании ситуации успеха на каждом занятии; вере в силы ребёнка и собственные тоже.