Валерия Морозова
Организация работы по развитию культуры безопасной жизнедеятельности, формированию ответственного отношения к здоровью
▼ Скачать + Заказать документы
Под культурой безопасности жизнедеятельности ребенка мы понимаем совокупность компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свою жизнь и здоровье. Важным компонентом формирования личности человека является воспитание культуры личной безопасности.
Рассмотрим направления работы педагога, связанные с каждым из них.
Одно из направлений — воспитание у детей мотивации безопасной жизнедеятельности. Выделяют три типа мотивации:
Публикация «Организация работы по развитию культуры безопасной жизнедеятельности, формированию ответственного отношения к здоровью» размещена в разделах
• стремление обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих людей;
• преувеличенное стремление к безопасности, стремление всецело контролировать события, полностью исключить риск попадания в опасные ситуации;
• отсутствие мотивации к безопасности, склонность к саморазрушению.
Мотивация формируется на ранних стадиях развития ребенка прежде всего под влиянием стиля семейного воспитания. Пагубно влияют на детей негативный пример родителей, жестокое обращение с ними, излишняя тревожность взрослых, запугивание, предъявление непомерных или не согласующихся между собой требований. Развитие мотивационной сферы дошкольников связано со всеми направлениями работы ДОО.
Следующее направление деятельности педагога — формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления — является неотъемлемой составляющей работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей. Чтобы безопасно действовать в самых различных ситуациях, ребенку необходимо иметь представления о свойствах предметов и явлений, об особенностях поведения животных, о правилах взаимодействия в социуме и о многом другом.
В процессе усвоения знаний также осуществляется интеллектуальная подготовка детей к безопасной жизнедеятельности, направленная на формирование готовности к решению неординарных проблем. Она связана с умением совершать логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация, сериация, абстрагирование, обобщение, переносить полученные ранее знания и опыт в новые ситуации, прогнозировать события и их последствия, выявлять причинно-следственные связи.
Данная работа может осуществляться за счет интеграции содержания образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие». Пути решения задач формирования знаниевого компонента культуры безопасности на основе содержания разных образовательных областей отражаются в перспективном плане. Также создается план взаимодействия специалистов ДОО по данному направлению.
Не умаляя важности знаний в сфере безопасности и роли интеллектуального развития, приходится констатировать, что ни то, ни другое не обеспечивает в должной мере безопасность человека. Поэтому в ходе воспитания необходимо формировать опыт решения конкретных проблем, компетенции безопасного поведения, определяющие способность и готовность к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
Определяющее значение при формировании компетенций безопасного поведения имеет выбор методов и форм организации совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной детской деятельности. Безусловный приоритет должны иметь методы, обеспечивающие познавательную, творческую активность дошкольников. Формируя умение действовать в конкретных обстоятельствах на основе приобретенных ранее знаний и опыта, целесообразно обсуждать с детьми определенные ситуации (увиденные в реальной жизни или в произведениях художественной литературы, происходившие на самом деле или смоделированные кем-либо, погружать их в игровые, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, общения и взаимодействия.
Наибольшим развивающим эффектом обладают проблемные ситуации, требующие от дошкольников проявления различных личностных качеств (активности, самостоятельности, произвольности, эмоциональной отзывчивости и др.). Личностно-ориентированные проблемные ситуации могут стать частью занятия, наблюдения, проекта, экскурсии, а игровая ситуация может лечь в основу сюжета ролевой, режиссерской или театрализованной игры.
Использование активных методов обучения и воспитания при формировании компетенций безопасного поведения позволяет обеспечивать готовность старших дошкольников действовать в опасных ситуациях не только на репродуктивном, но и на творческом уровне.
Следующее направление деятельности педагога- формирование физической готовности к преодолению опасных ситуаций, которая связана с развитием силы, выносливости, гибкости, быстроты, точности движений. Сегодня как никогда актуально стимулировать повышение двигательной активности детей, обогащать их двигательный опыт, формировать культуру движений, повышать интерес к двигательной деятельности. С этой целью необходимо использовать различные формы работы с дошкольниками, интегрировать разные виды детской деятельности. Так, дети с интересом выполняют (а в старшем дошкольном возрасте также организуют выполнение) комплексы упражнений нетрадиционной утренней гимнастики (игровой, сюжетной, с элементами стретчинга, участвуют в народных подвижных играх, придумывают и показывают загадки-пантомимы, выполняют упражнения под музыку, осваивают другие различные действия с атрибутами уголка физического развития.
Значительным потенциалом для развития культуры движений обладает трудовая деятельность, организуемая в форме дежурств, коллективных и индивидуальных поручений, работы по самообслуживанию. Важнейшие физические качества и основные виды движений развиваются в творческих видах деятельности — инсценировании и драматизации, играх имитационного характера, танцах, изобразительной деятельности.
Физически развитый человек обладает определенным «запасом прочности», который может пригодиться в опасных ситуациях. Но, помимо общефизической подготовленности, для обеспечения безопасности индивида необходима специальная подготовка. В форме подвижных игр и упражнений на физкультурных занятиях, прогулке, в рамках индивидуальной работы в уголке физического развития, в русле деятельности спортивных кружков необходимо вести согласованную работу по формированию двигательных умений, которые могут пригодиться в опасных ситуациях. К ним можно отнести умение плавать, преодолевать различные препятствия, владение разными техниками бега и др.
Важным направлением деятельности педагога является формирование у детей готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности, которая предполагает овладение дошкольниками системой эстетических ценностей, в т. ч. формирование чувств, образов, опыта художественной деятельности. Они, как отмечает В. Н. Мошкин, «играют роль средств деятельности при решении конкретных задач по обеспечению личной безопасности». Развитие эмоциональной сферы ребенка — важный фактор и вместе с этим условие его разностороннего развития. Дети активно усваивают представления в образной, чувственной форме, поэтому эстетическая культура является для них важным источником познания, опыта по предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
Формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности осуществляется преимущественно за счет интеграции содержания образовательных областей «художественно-эстетическое развитие» и «познавательное развитие».
Следующее направление деятельности педагога — формирование психологической готовности к осуществлению безопасной жизнедеятельности. Основной этап психологической подготовки к осуществлению безопасной жизнедеятельности связан со старшим дошкольным возрастом. Опираясь на психологическую структуру деятельности человека в опасных ситуациях, а также учитывая возрастные особенности детей 5–7 лет, можно выделить ряд направлений психологической подготовки: формирование опыта планирования действий и готовности к самоконтролю, коммуникативная и волевая подготовка к опасным ситуациям и др.
Важно отметить, что формированию готовности к безопасной жизнедеятельности способствует выбор форм и методов обучения и воспитания, нацеленных на развитие самостоятельности ребенка, его творческой активности, положительного отношения к самому себе и окружающим людям, на формирование диалектического мышления.
Чтобы выбрать эффективные, сообразные природе детей определенного возраста методы и формы обучения, воспитания, развития, необходимо ответить на вопрос : как происходит приобщение дошкольников к ценностям культуры безопасности. Прежде всего, важно понимать, что дошкольники осваивают не столько систему знаний, сколько модели поведения. Образцами служат значимые для них взрослые, в первую очередь, родители. В ходе общения со сверстниками, старшими детьми, членами семьи, педагогами происходит осознание того, «что такое хорошо и что такое плохо», усвоение определенной системы социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе. По мере расширения контактов с миром предметов и явлений дети осознают их качества, назначение, ценность, потенциальную угрозу.
В процессе личностного становления дети постепенно обретают самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать отношения со средой (Л. В. Трубайчук). Путем проверки своих сил в реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих возможностей.