Ирина Румянцева
«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
7. Игровая ситуация «Что мы чувствуем» (данную игру лучше проводить весной.)
Цель: учить детей всматриваться, прислушиваться, замечать красоту природы.
Ход проведения:
Воспитатель собирает детей вместе:
- Ребята, давайте встанем (сядем) в круг, спиной к середине круга и посмотрим внимательно вокруг. Каждый из вас может увидеть, что – то необычное! Как только я хлопну в ладоши мы поворачиваемся лицом в круг и рассказываем друг другу что мы увидели.
(Например, на деревьях появились зеленые листочки; небо стало голубым – голубым; очень красивые облака, похожие на вату и т. д.).
Публикация «„Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру“, Часть 2» размещена в разделах
Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прислушаться.
- Ребята, я слышу, как скрипит ствол дерева. А вы что слышите?
Дети сообщают о том, что они слышат.
- Дети, теперь замрите и не открывая глаз, давайте расскажем друг другу, что мы ощущаем, чувствуем.
(Например, солнышко пригревает, ветерок шевелит волосы и т. п.).
- Как вы думаете, весна может иметь свой запах? Давайте закроем глаза, ладонями прикроем уши и будем только нюхать воздух! Вы почувствовали запах весны? Чем пахнет весна?
(Например, цветами, только что появившимися листочками, землей и т. п.).
- Расскажите мне, дети, какая весна? (чем пахнет, весенние звуки, что весной радует глаз).
8. Игровая ситуация «Игры света»
Цель: помочь детям заметить красоту световых отблесков, игру солнечного света и тени, световых оттенков в природе.
Ход проведения:
- Дети, скажите, в какие игры вы любите играть со своими друзьями? (ответы детей).
- А вы знаете, что солнечный свет тоже любит играть? Самая его любимая игра – прятки! Солнце прячется за тучи или облака, а вместе с ним прячется свет. Посмотрите на наш участок. Как вы думаете куда сейчас спрятался свет? (в листьях деревьев, за деревом, в кустах, за верандой, в цветнике и т. д.).
- А как мы можем обнаружить, где на самом деле спрятался свет?
- Правильно, давайте понаблюдаем.
Когда солнце выглянет из - за тучи воспитатель привлекает внимание детей к объектам природы, освещенным солнцем.
- Кто видит спрятавшийся свет? Где он скрывался?
Воспитатель обращает внимание детей на объект где свет наиболее заметен.
- Посмотрите на нашу большую березу. Видите, светлыми и яркими стали листья, а ствол белым – белым, и на нем так заметны черные полосочки! Красота! Правда? А что еще мы можем заметить? Кто у нас самый внимательный?
- Теперь свет снова спрятался. Он играет с нами в прятки. Давайте опять поищем его.
- Ребята, а когда солнце спряталось, может кто – то из вас увидел, что – то красивое? Приглядитесь внимательно! Я тоже присмотрюсь!
При организации этой игровой ситуации важно обращать внимание детей на изменения в природе, связанные с появлением и исчезновением солнечного света.
9. Игровая ситуация «Золотое письмецо»
Цель: помочь детям оценить красоту осени, «золотой» ее поры.
Ход проведения:
Воспитатель предлагает детям поиграть – пофантазировать на прогулке или в группе (в этом случае необходимо заранее собрать осенние листья).
- Дети, послушайте я прочту вам одно короткое стихотворение, которое называется «Золотая осень», автор А. Барто.
Осень листья рассылает в золотую стаю,
Не простые, золотые, я листы листаю.
Залетело на крыльцо, золотое письмецо.
Я сижу, читаю.
- Ребята, давайте и мы с вами поищем письма от Осени на участке, крыльце, дорожке. Осень каждому из нас написала свое письмо: красивое, разноцветное, и может быть даже с картинками.
Дети вместе с воспитателем ищут среди осенних листьев «письмо», т. е. осенний лист, который понравится больше всего.
- Помните, в стихотворении письмецо называлось золотым. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
- Кто нашел свое золотое письмецо? (дети показывают золотые листочки).
- А у кого письмецо другого цвета? Какого оттенка? (дети показывают и называют цвет, оттенок).
- Сколько ярких, цветных писем прислала нам Осень! А теперь давайте прочтем письма. Интересно, что же Осень нам написала?
- И мне, дети, Осень тоже написала! Хотите я прочитаю вам свое письмецо?
Воспитатель опережает детей эмоциональной реакцией, проявляет инициативу прочитать свое письмо первой (для примера). Можно преподнести детям любую информацию о них самих, похвалить их достоинства, успехи; поддержать неуверенных в себе детей; настроить на предстоящую деятельность (например, подарить письма Осени своим близким, и прочитать им их, и др.
10. Игровая ситуация «Мои сокровища»
Цель: помочь детям увидеть и оценить красоту окружающего мира.
Ход проведения:
Воспитатель предлагает детям начать коллекционировать красоту – различные предметы, являющиеся по мнению детей, красивыми.
Для этого заготавливаются небольшие яркие коробки по числу детей (оформить их, превратив в сказочные сундучки, можно вместе с детьми).
На начальном этапе коллекционирования воспитатель может предложить детям различные предметы (ленточки, яркие пуговицы, кусочки красивой фактурной бумаги, необычные камешки, фантики и т. д.).
С детьми обсуждается время, в которое будет происходить просматривание коллекций (2-3 раза в неделю). Рассматривать и обсуждать появившиеся у детей «сокровища» можно группой из 5-6 человек, или индивидуально с каждым ребенком.
Выяснив о том, что больше всего нравится коллекционировать ребенку (эстетическая направленность, отношение, воспитатель по мере возможности обогащает коллекцию ребенка.
Во время индивидуальной беседы важно спросить у каждого ребенка, почему он считает тот или иной предмет красивым, почему он ему нравится, дорог ли он ему.
11. Игровая ситуация «Можно ли купить радость?»
Цель:способствовать формированию у ребенка умения замечать красоту привычных для него объектов и явлений, свободного от практического интереса обладать привлекательным предметом.
Ход проведения:
Воспитатель собирает детей, предлагает прослушать стихотворение, которое называется «Можно ли купить радость?».
Затем обращается к детям с вопросами:
- Любите ли вы, ребята ходить по магазинам? Почему?
- Какие покупки вы любите делать вместе с мамами, папами? А какие не любите?
- Какая покупка вам запомнилась и принесла удовольствие больше остальных?
После того как дети поделятся своими рассуждениями, воспитатель рассказывает, что знает одну девочку, которая мечтала купить очень много красивых вещей.
Читает стихотворение:
В магазинах есть отделы,
В которых я бы все хотела
Купить, забрать к себе домой,
Чтоб было тяжело нести самой!
Представьте:
На следующей неделе
В игрушечном отделе
Куплю, все что хочу.
Еле-еле дотащу!
Я куплю: медведя, такого как у Феди.
Я куплю котенка – он есть у всех девчонок!
Возьму коляску красную – покупка ненапрасная!
Куплю еще велосипед – ни у кого такого нет!
Еще куплю я кубики и краски в ярких тюбиках,
Куклу Барби – не одну! Одна она мне ни к чему!
Возьму их штук пятнадцать – подруги удивятся!
Игрушки дотащу домой, на полу сложу горой.
Рядом сяду. Посижу…
Заскучаю… Почему?.
Из игрушечных отделов
Унесла все, что хотела.
В квартире теперь очень тесно,
А я скучаю, если честно…
Воспитатель предлагает детям поразмышлять, почему девочка оказалась не рада своими покупкам. Что лучше: иметь одну любимую игрушку или много – много ненужных, но таких, какие есть у других ребят?
- Ребята, я хочу прочитать вам еще одно стихотворение, про другую девочку.
Мне сегодня подарили куклу дорогую.
Только, видимо, забыли: я люблю другую!
Это моя доченька, она мне дорога.
В платьице коротеньком, любимая моя!
Я с ней хожу на улицу, сажаю на обед.
Она – большая умница. Красивей куклы нет!
- Дети, как вы думаете поменяла бы эта девочка свою куклу на все игрушки девочки из первого стихотворения?
Воспитатель просит детей рассказать о своих любимых игрушках, объяснить, почему они любимые; описать игрушки (другие предметы, которые бы хотелось приобрести, объяснить свое желание.
Далее предлагает поразмышлять над вопросом:
- Могут ли красивые предметы радовать нас, если они нам не принадлежат?
- Какие красивые предметы и явления радовали детей в последнее время?
Затем можно предложить нарисовать свои любимые игрушки и сделать альбом с рисунками детей.
Благодарю за внимание!