Ирина Румянцева
«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру». Часть 1
«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру»
Быть способным замечать, чувствовать красоту окружающей действительности, это значит быть счастливым человеком, жить в гармонии с окружающим миром, с другими людьми, и конечно с самим собой.
Сегодня проблема эстетического воспитания стоит особенно остро. Время бежит быстрее, жизнь ускоряется, у родителей порой не остается места для того чтобы остановится даже на минуту и обратить внимание на красоту окружающего мира, насладиться прекрасными мгновениями, порадоваться им, разделить свою радость с детьми, близкими людьми.
Публикация «„Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру“, Часть 1» размещена в разделах
Навязанные заграничные мультфильмы, компьютерные игры ставшие столь популярными среди детей дошкольного возраста не покажут им как велик и удивителен мир, не тронут их сердце красотой и добротой, радостью каждодневных открытий. Зачастую современные дошкольники считают красивым, ценным то, что является престижным и дорогостоящим.
Что можно предпринять, если ребенок не видит и не умеет радоваться красоте окружающего мира?
С уверенностью могу сказать, что если мы взрослые (родители, воспитатели, педагоги) готовы делиться с ребенком своими впечатлениями, ощущениями, говорить о них, обращать внимание ребенка на кажущиеся нам красивыми объекты и явления, то все эти объекты и явления станут привлекательными и для ребенка.
В детском саду, с детьми старшего дошкольного возраста эффективно использовать с специально организованные ситуации, в которых возможны совместное (дети и воспитатель) обсуждение, любование красотой окружающего мира, обмен впечатлениями и собственными переживаниями.
1. Игровая ситуация «Почта радости красивой»
Цель: помочь детям заметить красоту окружающего мира, инициировать детей делиться своими впечатлениями с близкими людьми, друзьями.
Ход проведения:
В группе в доступном для всех детей месте воспитатель вывешивает почтовый ящик. Каждый ребенок, заметив, что - либо красивое, что вызвало у него радостные переживания, пишет записку или рисует привлекший его внимание объект или явление. В свободное время (во второй половине дня) воспитатель открывает ящик, дети рассаживаются вокруг и начинают рассматривать его содержимое. Ребенок – автор рисунка или письма рассказывает о своих впечатлениях. Воспитатель участвует в моментах радости наравне с детьми. Он должен брать на себя инициативу: активно пополнять «почту радости», начинать обсуждение увиденного своими описаниями. Открывать почтовый ящик следует не реже двух раз в неделю.
2. Ситуация «Соня и цветы»
Цель: способствовать формированию у детей умения замечать красоту привычных для них объектов и явлений, свободных от практического интереса обладать привлекательным предметом.
Ход проведения:
Воспитатель интересуется у детей, помнят ли они стихотворение, которое им читали недавно. Просит рассказать, заметили ли дети что – нибудь красивое с момента прошлого разговора, описать свои переживания и чувства.
После того как все дети выскажутся воспитатель предлагает послушать стихотворение о девочке Соне, которая очень любила цветы.
Воспитатель читает стихотворение «Соня и цветы»:
Я с Соней в сад пошел гулять:
Мы собирались поиграть.
Но Соня увидала там цветы
Необычайной красоты…
Теперь у Сони есть букет.
В саду цветочков больше нет…
Воспитатель предлагает детям подумать над следующими вопросами:
- Почему соня сорвала цветы?
- Долго ли будут радовать Соню сорванные цветы? А если бы они продолжали расти?
- Как бы вы поступили на месте девочки?
Дети вместе с воспитателем подходят к цветнику и предлагают свои идеи как можно запечатлеть красоту цветов, не срывая их (нарисовать, сфотографировать).
3. Игровая ситуация «Мы путешественники»
Цель: помочь детям заметить красоту природных объектов и явлений.
Ход проведения:
Перед выходом на прогулку воспитатель предлагает детям поиграть в путешественников.
- Дети, представьте, что мы с вами путешественники, а наш участок – это неизведанный мир. И сейчас мы отправимся в путешествие по миру в поисках волшебных чудес.
- Что такое «волшебные чудеса»? (ответы детей)
- Конечно, ребята, «волшебные чудеса» это все что прячет природа, все самое красивое! Волшебными могут быть дерево, травинка, веточка, если мы смотрим на них с радостью, и нам от этого приятно. Отправляемся на поиски?
Воспитатель вместе с детьми выбирает маршрут, по которому они будут путешествовать и исследовать участок, и начинают «путешествие».
- Ребята, если кто – то из вас заметит, что – нибудь красивое, сообщите об этом всем.
- Дети, я нашла необычное дерево с красивыми ветками. Они так красиво переплетаются. Хотите посмотреть на небо сквозь узор веток? Вам нравится?
- Давайте продолжим наше путешествие. Кто нашел что – нибудь необычное?
С восхищением и любовью рассматривается каждый объект, на который указали дети. Это может быть льдинка с замерзшими в ней сухими травинками; или тоненькое растение, выглядывающее из снега, как из-под одеяла и т. д.
По окончании игры можно запланировать с детьми новое путешествие. Каждому ребенку дарится значок (эмблема, в знак того, что он путешественник.
Игра «Мы путешественники» может проводиться и в помещении группы детского сада.
4. Игровая ситуация «Волшебные пузыри»
Цель: учить детей видеть красоту природы, обращать внимание на эстетическое разнообразие ее объектов и явлений.
Ход проведения:
- Ребята, вы любите пускать мыльные пузыри? Почему? (ответы детей).
- А вы замечали, что пузыри отражают все вокруг? Целый мир! (дети рассказывают о своих наблюдениях, делятся впечатлениями).
- Да, дети! Волшебный воздушный пузырь отражает все что ему нравится и кажется красивым. Давайте понаблюдаем за мыльными пузырями. Что вы видите?
- Да, Женя, можно увидеть небо! А какого цвета небо? Небо переливается всеми цветами радуги! Вот как волшебный пузырь раскрасил небо!
- Что вы еще видите? (деревья, наш детский сад, самих себя).
(Дети называют объекты, которые увидели в отражении пузырей. Воспитатель радуется, что дети увидели так много и хвалит каждого ребенка.)./i]
5. Игровая ситуация «Мы играем в путешественников – фотографов»
Цель: развивать умение детей делиться своими впечатлениями об игрушках, растениях и других предметах развивающей среды группы.
Ход проведения:
Данная игра привлекает детей возможностью самостоятельно сфотографировать тот или иной объект.
- Ребята, мы с вами отправляемся в путешествие!
- Через пять минут, дети, мы с вами соберемся за нашим столом, для того чтобы рассказать друг другу о тех красивых предметах, которые встретятся нам в группе.
Воспитатель вместе с детьми обходит группу вместе с маленькими путешественниками. Во время «путешествия» ребенок, обнаруживший объект, наиболее понравившийся ему, самостоятельно фиксирует его с помощью фотоаппарата (с незначительной помощью воспитателя).
Заканчивается путешествие в условленном месте.
При возможности фотографии тут же выводятся на экран (телевизора, ноутбука). Рассматриваются и обсуждаются все объекты, зафиксированные детьми. Это может быть игрушка – ежик («потому что он смешно складывается»); или гараж («он яркий, большой и с ним приятно играть»); цветущая фиалка; маленький пупс, книга с красивыми иллюстрациями и т. д.
6. Игровая ситуация «Что мы видим в луже?»
Цель: помочь детям увидеть красоту природы; обратить их внимание на эстетическое разнообразие ее объектов и явлений.
Ход проведения:
- Ребята, вы, когда - нибудь смотрели в лужи? Нет не брызгались водой, а просто смотрели в лужу, как в зеркальце? Предлагаю посмотреть в самую большую лужу на нашем участке.
- Кто что в ней видит?
(Дети по очереди рассказывают все что они увидели. Воспитатель ненавязчиво конкретизирует каждый ответ и обязательно хвалит ребенка. Например,: - Молодец, Танечка, ты увидела белые облака, солнышко. А Андрей разглядел ветви березы, которые отражаются в нашей луже. Какой ты внимательный! И т. п.).
- Дети, а я увидела ветер, который пытается искупаться в луже! Посмотрите внимательно, и вы тоже его увидите!
- А теперь давайте попробуем увидеть друг друга. Получилось? Кто кого видит? И я вижу вас всех!
Холодной осенью или ранней весной, когда на лужах образуется ледяная корочка, можно поискать с детьми самую красивую замерзшую лужу, красивые ледяные витражи.
Продолжение следует.
Благодарю за внимание!