Светлана Степанова
Организация психолого-педагогической помощи семьям, имеющих ребёнка с ОВЗ в рамках деятельности «Школы для родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования, который учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, в системе образования происходит переосмысление содержания коррекционной работы.
Изучение проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, способов психологической помощи родителям таких детей, выявление значимости этой помощи являются очень важными и актуальными проблемами в современном обществе.
Публикация «Организация психолого-педагогической помощи семьям, имеющих ребёнка с ОВЗ в рамках деятельности „Школы для родителей“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Психология школьников
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Целью психологического сопровождения ребенка с ОВЗ в современном образовательном процессе является обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка.
Под системой психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, понимается осуществление психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих полноценное и гармоничное развитие ребенка с отклонениями в развитии в его семье.
Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решается проблема дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.
С этой целью в СП ГБОУ НШ с. Красноармейское детском саду «Чебурашка» педагогом – психологом и учителем-логопедом организована «Школа для родителей». Занятия в родительской школе проходят 2 раза в месяц: 1 занятие с педагогом-психологом и 1 занятие с учителем-логопедом.
Занятия в педагогом- психологом проходят в виде тренингов по разработанной программе:
- «Азбука общения»
- «Идеальный ребенок»
- «Идеальный родитель»
- «В гармонии с ребенком»
- совместный тренинг родителей и детей «Моя семья»
-«Контроль над собой»
- «По тропе родительской любви»
Родительский тренинг –это одна из активных форм работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Желательно, чтобы в родительских тренингах участвовали оба родителя. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек.
Родительские тренинги будут успешными, если родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Психолог во время тренинга дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления, а, значит, понять переживания собственного ребенка.
Методы работы педагога-психолога с родителями и детьми представлены на слайде
Учитывая особенности каждой семьи, учитель-логопед осуществляет непрерывную связь с родителями, организуя работу школы для родителей, целью которой также является
предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя- логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Тематика мероприятий в рамках школы для родителей охватывает разные стороны речевого развития ребёнка.
Встречи в школе построены так, чтобы они не были формальными и по возможности привлекали родителей для решения общих проблем, например:
-Артикуляционная гимнастика
-Развитие мелкой моторики
-Выполнение домашнего задания
-Развитие внимания и мышления
-Речевые игры дома
-Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях
-Как научить ребёнка читать
- Как учить звуко - буквенному анализу.
Обучающие встречи в школе для родителей способствуют развитию коммуникативных умений и навыков,повышению самооценки, осознанию необходимости правильной речи, закреплению пройденного материала.
Родителям становятся понятны термины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура, принцип выполнения задания (составить звуковую схему, названия некоторых звуков (ль, нь, сь, й).
В ходе встреч демонстрируется выставка пособий для развития мелкой моторики рук, рассказывается о разных видах работы с детьми, начиная от пальчиковых игр, игр на автоматизацию звуков в речи детей, обучение звуко-буквенному анализу, и заканчивая играми на развитие внимания, памяти, мышления, В помощь родителям для работы с детьми дома предлагаются буклеты.
В результате работы Школы для родителей у них формируются определенные модели поведения с ребенком, и взаимоотношений в семье, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее им избегать или преодолевать трудности в воспитании детей.
Конечной целью комплексной, системной работы с семьей является создание позитивных ценностно – смысловых установок в семье и ближайшем окружении ребёнка, которые обеспечат максимальную коррекцию психофизиологических недостатков и полноценное развитие его личности.