Людмила Сороченко
Организация проектной деятельности в детском саду. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
Метод проектной деятельности не является принципиально новым. Он возник
в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии
Публикация «Организация проектной деятельности в детском саду, Из опыта работы» размещена в разделах
и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог
Дж. Дьюи. Он предложил строить обучение на основе целесообразной деятельности ребенка, сообразуясь с его личным интересом.
В России проектный метод активно разрабатывался С. Т. Шацким и членами
его педагогической лаборатории.
Проект (от лат. Projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму.
Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные
на создание уникального продукта (устройства, работы, услуги). Выполнение проекта составляет проектную деятельность.
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая
или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта (продукта).
Проекты в детском саду носят, как правило, «обучающий характер», и строятся на 6 П:
Проблема
План
Поиск ресурсов, информации
Продукт деятельности
Презентация продукта
Портфолио проекта
Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому главная задача педагога виртуозно владеть проектным методом и в нужный момент интереса детей к возникшей проблеме, мотивировать их на поиск решения и составление плана работы над проектом.
Темообразующими факторами могут стать:
Реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей;
События специально «смоделированные» воспитателем;
Воображаемые события, описанные в художественной литературе;
События, происходящие в жизни возрастной группы и «заражающие» детей.
На следующем этапе происходит индивидуализация цели и продукта проекта для каждого воспитанника. Ребенок включается в процесс планирования: что нужно сделать, когда, какие нужны материалы, кто может помочь в работе.
Практическая работа по реализации проекта занимает основное время. Необходимо устраивать промежуточные обсуждения процесса подготовки: Что сделали вместе? Что еще нужно сделать? Что сделал каждый?
Когда этап реализации индивидуальных работ завершен, ребята планируют завершение: презентация продукта проекта. Где будут выставляться работы? Как оформить выставку? Кто будет выполнять роль экскурсовода? и т. д.
Проекты в детском саду могут быть творческие, информационные, коммуникативные, ролевые, исследовательские. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам.
Групповые проекты в детском саду могут стать первой ступенькой. Но сначала воспитатель составляет свой педагогический проект, который включает несколько этапов:
- постановка обучающей цели проекта и осмысление его продукта;
- планирование работы по подготовке воспитанников;
- прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых результатов;
- практическая работа по подготовке необходимых материалов.
Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов нашего детского сада и широко используется, о чем свидетельствует победа в районном конкурсе «Вершина мастерства» в номинации «Педагогический проект».
Несомненно, проектная деятельность интересна всем ее участникам и позволяет достичь высоких результатов в освоении этой формы работы с детьми.
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи, быть исследователем и открывателем привело
к рождению и реализации множества проектов таких как : долгосрочный проект в области социального развития под названием «Проект Я», исследовательский групповой проект
в области познавательного развития «Эврика», приключенческий проект «Кладоискатели», «Где живет электричество», «Носы и ноги Петербурга», игровой «Время играть» и др. Отдельно хотелось бы рассказать о групповом проекте «Знаменитые люди России». Все началось в старшей группе «Непоседы» с ответов детьми на вопросы:
Чему мог научиться человек, наблюдая за кабаном, за летающими птицами, стрекозой, за рыбами?
Что изобрел человек глядя на одуванчик, колокольчик?
В ходе обсуждения возникла проблема, а кто такие изобретатели?
Дети заинтересовались этим вопросом и совместно с воспитателем поставили перед собой задачу узнать больше о великих изобретателях России, познакомиться
с их открытиями и достижениями. В ходе реализации проекта педагог принял равноправное участие, ненавязчиво направлял действия детей, предлагал оптимальные варианта сбора информации. В данном случае участникам проекта пришлось обратиться за помощью к родителям.
В группу были принесены различные энциклопедии, иллюстрированная литература, организована мини-выставка игрушек-изобретений «Волшебное электричество», на окне появились: игрушечный телефон, касса, руль, утюг.
Так обогащался опыт детей.
На следующем этапе в группе было проведено несколько опытов со статическим электричеством: опыт с воздушными шарами и расческами. Дети создали свои изобретения, летательные аппараты будущего из бросового материала. В роли изобретателей попробовали себя и родители, они изобрели космический шлем.
На завершающем этапе, когда дети смогли воспользоваться своими изобретениями и поиграть в них, Костя заметил сходство в именах с К. Э. Циолковским, чему был очень рад. Тогда все дети старшей группы захотели найти среди знаменитостей своих тезок.
Так родился еще один продукт проекта Фоторепортаж «Мои знаменитые тезки».
В ходе проектной деятельности были решены следующие задачи:
Дети стали самостоятельными и более инициативными.
Научились работать в группе.
Был раскрыт творческий потенциал.
Научились решать проблемные ситуации.
Научились презентовать свою работу.
ВЫВОД: Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.