Ирина Воробьева
Организация проектной деятельности дошкольников с природными объектами родного края
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждает интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и радоваться им.
Публикация «Организация проектной деятельности дошкольников с природными объектами родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Всем известно, что дети по природе своей – исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим интеграция экологических знаний с содержанием других предметов в ДОУ стала необходимостью и рассматривается сегодня как часть стратегии образования.
Для организации работы в данном направлении в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда. Она, на наш взгляд, должна соответствовать следующим требованиям:
- познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;
- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; умение отдавать предпочтение объектам природы, а не искусственным предметам);
- оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
- формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания у детей чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
- экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изобразительной деятельности и т. п.);
Организуя работу в данном направлении, мы используем метод экологического
проектирования, который позволяет интегрировать экологическое воспитание дошкольников с различными разделами основной общеобразовательной программой дошкольного образования.
Проанализировав ситуацию, мы выявили следующие проблемы по данному вопросу:
• Уровень знаний детей о природе недостаточный;
• Семья не готова на сегодняшний день самостоятельно осуществлять экологическое воспитание;
• Воспитатели также нуждаются в пополнении своих знаний по экологии.
Далее мы обозначили цели, задачи и пути реализации системы экологической работы в ДОУ через реализацию экологических познавательно-исследовательких проектов : «Экологическая тропа в МБДОУ», «Цветоводы-огородники», «Восьмое чудо Кузбасса».
Цель: Создать условия, раскрывающие интеллектуальную и творческую потенциальность дошкольников, ориентированную на экологическое воспитание через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений и цветов, познакомит с фантастическим миром малой Родины.
Задачи:
• Познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты.
• Познакомить с удивительными животными прошлого нашей малой Родины.
• Расширить кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края.
• Формировать представление об изучении этих древних животных учеными.
• Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями.
• Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям.
• Развивать речь, навыки коммуникативного общения, воображение, фантазию, мышление, внимание.
• Формировать бережное, ответственное, эмоционально – доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения и взаимодействия с ними.
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
При разработке проектов были учтены многие аспекты:
тип проекта (практико – ориентированный, познавательно – исследовательский, открытый, коллективный);
сроки реализации (долгосрочный, краткосрочный);
методы и формы работы (наглядные, словесные, практические, игровые; экспериментирование (опыты, наблюдение,моделирование, игровые и проблемные ситуации);
участники (сотрудники, воспитанники МБДОУ и их родители, работники краеведческого музея и детской библиотеки;
Этапы и их содержание: Подготовительный этап
Проект «Экологическая тропа ДОУ»
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов : общая, которая будет находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.
3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
4) Составление картотеки всех точек экологической тропы.
5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
«Проект Цветоводы – огородники»
1. Разработать перспективно-тематический план познавательно-исследовательской деятельности.
2. Изготовление театра на фланелеграфе «Пых», героев инсценировки «Хороводная - Огородная.
3. Изготовить алгоритмы ухода за растениями, дневник наблюдения за растениями.
4. Оформление уголков с дидактическими играми, коллекцией семян, книжками-самоделками, картотекой потешек. Сделать подборку стихов и загадок об овощах и цветах.
5. Разбивка огорода на участке. Изготовление табличек - указателей с названиями растений.
«Проект «Восьмое чудо Кузбасса»
Изучена документальная и познавательная литература о животных населявших нашу малую Родину много лет назад. Составлен план работы. Привлечены родители к проведению проектной деятельности.
Основной этап:
Проект «Экологическая тропа ДОУ» На основном этапе проекта нами были изготовлены макеты природных объектов, схемы, карта и макет экологической тропинки, скворечники, кормушки, цветники, дидактические экологические игры, лабораторные и опытнические зоны в группе, оформлены стенды, папки-проекты, собраны коллекции, проведены выставки рисунков и фотографий, исследовательские работы, посажены новые деревца на участке детского сада, собрана фонотека дисков с познавательным материалом о природе.
«Проект Цветоводы – огородники» На основном этапе проекта нами были созданы коллекции семян овощей и цветов, книжки – малышки «наш веселый огород», Красная книга редких цветов нашего края, картотеки наблюдений, опытов и экспериментов, проведены ООД художественно – эстетического цикла, праздники и развлечения: «Сад-огород», «В гостях у цветочной Феи», «Яблочный спас», «Сбор урожая», театральные представления: «Пых», «Репка», оформлены в группах мини - огород на подоконнике, фотовыставки «Садовые цветы», «Главный овощ огорода».
«Проект «Восьмое чудо Кузбасса» На основном этапе проекта нами было собрано много информации о динозаврах в целом, динозаврах, населявших нашу малую Родину много лет назад, а также о селе Шестаково и конкретно о месте раскопок. Были проведены беседы «Динозавры – кто они», «Почему Шестаково называют «Восьмым чудом Кузбасса». Была собрана коллекция «Динозавры». Ребята с большим удовольствием помогали оформлять в группе уголок «Необычные животные прошлого», готовили материалы к совместному макету «Восьмое чудо Кузбасса». Большим интересом пользовалась экскурсия в районный краеведческий музей, где дети узнали много нового и интересного, пополнили свои знания, связанные с раскопками в нашем родном крае. Совместно с родителями была организована выставка работ «Необычные животные прошлого», а также выставка рисунков «На Шестаковском Яру». Большой интерес у детей вызывали просмотры познавательных фильмов: «По следам сибирского динозавра», «Сибирский пситтакозавр». Дети с большим интересом рисовали рисунки, клеили аппликации, участвовали в познавательных занятиях и сюжетно – ролевых играх. Благодаря проекту «Восьмое чудо Кузбасса» дети расширили знания о древнейших животных, населявших нашу малую Родину много лет назад; повысили чувство ответственности за животный мир нашей малой Родины; а также узнали много нового о том, что загадочного и необычного скрывает наша родная земля. И самое главное, в ходе проекта дети не получали знания в готовом виде, а собирали информацию самостоятельно, или с небольшой помощью родителей.
Заключительный этап проектов у нас остается открытым и продолжается в течение последующего года. В это период ведется корректировка материалов проектов : вносятся изменения в план-схему экологической тропы, разбивку огорода и цветника, проектируется дизайн проект цветочных клумб, рабаток, островков. Рассматриваются новые контакты взаимодействия с научными организациями области и соседних районов.
Уже на 2019 год мы запланировали работу с Кемеровским областным краеведческим музеем. Совместно с научными сотрудниками музея планируется провести 2 занятия: одно из них на базе Чебулинского краеведческого музея, второе на территории Шестаковского археологического комплекса.
Литература
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Организация проектной деятельности в детском саду. – Мозаика – Синтез, 2008
2. Веракса Н. Е. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – Мозаика – Синтез,2012
3. Воронкевич О. А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008
4. Грехова Л. И В союзе с природой. «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002
5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – Сфера, 2008
6. Елкина Н. В, Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «Академия Развития», 1997
7. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - Мозаика – Синтез, 2010