Арина Рудакова
Организация проектной деятельности в детском саду: система работы
▼ Скачать + Заказать документы
Рудакова А. А., методист
ГБДОУ детский сад №82 Приморского района
Санкт-Петербурга
Организация проектной деятельности в детском саду :
система работы
Участие в проекте дает ребенку возможность сделать что-то интересное самостоятельно или в группе со сверстниками, проявить свои способности, применить знания и личный опыт. Воспитателю проект дает возможность решать множество педагогических задач: показать детям способы поиска новой информации, научить планировать собственную и коллективную деятельность, проводить исследование (выдвигать предположения, проверять их, обобщать результаты, применять свои знания и умения в различных, в том числе и новых ситуациях, развивать умение представлять полученный продукт. В проектной деятельности меняется позиция воспитателя: из носителя готовых знаний, которые он стремится передать детям, он превращается в организатора увлекательной познавательной, исследовательской, творческой деятельности дошкольников.
Публикация «Организация проектной деятельности в детском саду: система работы» размещена в разделах
Проекты классифицируются по разным основаниям. Охарактеризуем их основные виды.
1. Виды проектов по предметно-содержательной области:
• монопроекты
• межпредметные (интегрированные) проеты.
2. Виды проектов по доминирующей детской деятельности :
• творческо-игровые ;
• исследовательско-творческие ;
• информационно-практические ;
• творческие продуктивные.
3. Виды проектов по количеству участников:
• индивидуальные
• парные (объединение двоих детей или ребенка и родителя);
• групповые (организуется небольшая подгруппа детей-участников, иногда – совместно с их родителями);
• коллективные (в проекте участвуют все дети группы);
• массовые.
4. По длительности реализации:
• краткосрочные ;
• проекты среднесрочные
• длительные проекты.
Любой проект, реализуемый в дошкольном учреждении, обладает рядом характеристик.
1. Наличие общей темы. При ее формулировании необходимо следовать принципам проблемности, доступности, привлекательности и личной значимости темы для детей, обобщенности и содержательности в зависимости от возраста воспитанников.
2. Личная значимость темы и конечного продукта проекта для детей. В выборе темы проекта необходимо идти, ориентируясь на восприятие и освоение мира ребенком.
3. Формулировка общей проблемы для детей, которую необходимо решить в ходе проекта. Важно, чтобы проблема, которую будут решать дети, была актуально, личностно и эмоционально значимой для них4. Использование в ходе проекта разных форм организации деятельности детей (фронтальные, групповые, индивидуальные и т. д.). Выбор формы организации зависит от поставленных задач, содержания деятельности и возможностей детей.
5. Включение детей в разные виды деятельности по ходу реализации проекта (игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, художественной). Такая характеристика является типичной для интегрированных проектов.
6. Участие родителей воспитанников в реализации содержания проекта. В зависимости от активности родителей, их желания участвовать в жизни дошкольного учреждения ищутся возможности их вовлечения в проектную деятельность.
7. Презентация промежуточных результатов и конечного продукта проекта детьми. Необходимо создать условия для того, чтобы дети-участники получили удовлетворение и истинное удовольствие от презентации и оценки своих усилий, затраченных для реализации проекта и создания конечного продукта. Для этого необходимы зрители, которым будет представлен продукт проекта.
Какова логика работы над реализацией проекта?
Алгоритм работы по реализации проекта включает три этапа : мотивационный, проблемно-деятельностный и творческий.
На мотивационном этапе проекта осуществляются постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к ее изучению, актуализация их опыта по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы.
На проблемно-деятельностном этапе основным содержанием является обогащение представлений детей по теме проекта посредством организации познавательно-исследовательской деятельности детей, сопровождаемой участием педагога – чтением книг, рассказывания, рассматривания репродукций и иллюстраций, демонстрации компьютерных презентаций и т. д. Идет формирование исследовательских умений детей: самостоятельного поиска информации, ее обработки и использования в совместной со сверстниками деятельности. Для обеспечения самостоятельной деятельности детей воспитателем организуется и (или) преобразуется предметно-пространственная среда группы; к этому могут активно привлекаться сами дети. На данном этапе проекта родители могут активно включаться в образовательную деятельность сада (сопровождение ребенка в поиске информации, оказание помощи в изготовлении промежуточных продуктов проекта и т. п.).
На творческом этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация.
Для удобства планирования проекта предлагается следующая схема:
• тема проекта;
• цель проекта;
• задачи проекта;
• предварительная работа (методическое обеспечение проектной деятельности);
• содержание (расписывается по этапам проекта) :
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи проектной деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- стимулирование желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
В процессе внедрения проектного метода в ДОУ воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Воспитатель - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.
План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой :
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие
Основные этапы метода проектов включают :
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели :
- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта - практическая часть.
4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов
Этапы работы над проектом :
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 этап:
2 этап
3 этап
4 этап
Формулирует проблему (цель). Определяется продукт проекта.
Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
Формулирует задачу.
Вхождение в проблему.
Вживание в игровую ситуацию.
Принятие задачи.
Дополнение задач проекта.
Помогает в решении задачи.
Помогает спланировать деятельность, организует деятельность.
Объединение детей в рабочие группы.
Практическая помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта.
Формирование специфических знаний, умений навыков.
Подготовка к презентации.
Презентация.
Продукт деятельности готовят к презентации.
Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.