евгения трофимова
Организация предметно-развивающей среды в проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребенка…»
В. Сухомлинский
Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Публикация «Организация предметно-развивающей среды в проектной деятельности» размещена в разделах
Зачем нужна предметно-развивающая среда воспитателю? Она является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы. Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности. Служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.
Главная задача воспитателя создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам: создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдых.
Насыщенная предметно-пространственная и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности».
При проектировании развивающей предметно пространственной среды в ДОУ важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.
Организация развивающей предметно пространственной среды в детском саду должно отвечать следующим требованиям, предъявляемым Федеральными Государственными Образовательными Стандартами:
- обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а так же возможности для уединения;
- обеспечивать реализацию образовательной программы образовательного учреждения
-учитывать национально-культурные, климатические условия;
- должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Одним из современных перспективных методов образования дошкольников, является метод проектирования, который я активно использую в своей работе.
Считаю, что правильно организованная развивающая предметно -пространственная среда может стать одной из важных составляющих в организации проекта.
Поэтому активно использую изменения в развивающей среде в качестве мотивации к проекту; вместе с детьми вносим изменения в пространство группы во время реализации проекта; насыщаем предметно-пространственную среду итоговыми продуктами, полученными в ходе проекта.
В прошлом учебном году в нашей второй младшей-средней группе были реализованы проекты, посвящённые ознакомлению с сезонными изменениями в природе. В качестве мотивации к началу проекта было появление на тематической стене в группе барышни-Осени, Весны, Лета и Зимы. В ходе наблюдений, исследовательской деятельности детей и изучения примет времени года, мы дополняли тематическую стену осенью продуктами деятельности детей : дерево с разноцветными листьями, осенний дождь, заготовки на зиму, перелётные птицы, собранные во время экскурсии осенние листья, украсили причёску Осени, в уголке творчества появились осенние пейзажи и раскраски, в книжном уголке книги об осени, в математическом уголке шишки, жёлуди и «грибы», в уголке природы появился гербарий.
Для барышни зимы дети нарисовали и вырезали снежинки, сделали макет кормушки для птиц, украсили корону и варежки барышни зимними узорами. В уголке творчества появились зимние пейзажи и раскраски, в книжном уголке книги о зиме и новогодних праздниках, в речевом уголке снежные комочки из ваты и картинки для составления рассказов. В группе ребята сделали «птичью столовую» из одноразовых стаканчиков, которую пополняли кормом родители вместе с детьми.
Мотивацией к проекту «Берёзовая роща» стало появление в уголке «Мой край» птицы грача с берёзовой веточкой в клюве. В ходе реализации проекта дети изготовили плакат «Берёзовая роща в разные времена года», коллаж «Лесные животные», собрали модель берёзки из ТИКО-конструктора, памятки для родителей «Берегите рощу», и вместе с ними выполнили поделки «Русская берёза». Итогом проекта стало создание макета «Берёзовая роща» и книги «Правила поведения в лесу».
Учёбный год в старшей-подготовительной группе начался с проекта «Как хлеб на стол пришёл». Живущий в нашей группе Незнайка, который часто проявляет интерес ко всему, принё с новый вопрос для детей: «Сколько людей трудилось, чтобы хлеб на стол попал?». Чтобы ответить на этот вопрос дети посмотрели видеофильм, показывающий весь процесс от подготовки земли до появления хлеба в магазине, и отразили этот процесс в схемах на тематической стене; побывали в музее Курганской Государственной Сельскохозяйственной Академии, где посмотрели мультфильм о почве, рассмотрели разные виды почвы, удобрения, организмов, живущих в почве; В музее нам подарили пшеничные колосья, которые украшают теперь нашу группу; Узнав процесс приготовления теста, дети сами сделали солёное тесто, а из него вылепили хлебобулочные изделия для игрового уголка. Свои впечатления дети отразили в рисунках и сделали выставку «Как хлеб на стол пришёл». Итогом стало открытие Музея хлеба, в организации которого активное участие приняли родители. Дети угощали друг друга ароматными, свежеиспечёнными лакомствами, которые приготовили совместно с родителями дома. А так же дети собрали альбом о том, как хлеб на стол пришёл.
Проект «Моя семья-моя гордость» начался с появления фотографии в группе моей семьи, и моего рассказа детям о каждом члене семьи, о наших традициях и взаимоотношениях. Дети тоже прониклись желанием поделиться историей своей семьи, но для этого нам нужно было расширить представление о понятии «семья», о функциях членов семьи, взаимоотношениях между ними. В процессе развития этого проекта в нашей группе появились настольно-печатные игры на тему семьи, а так же атрибуты для сюжетно-ролевых игр; пополнилась картотека для пальчиковых игр, в книжном уголке появились книги со стихами, рассказами и сказками о семье, в центре творчества появились раскраски о семье. Итогом этого проекта стало появление в группе семейных альбомов, рассматривая которые дети рассказывали с гордостью о своей семье.
Активными участниками каждого проекта являются родители. Совместно с ними мы:
- изготовили поделки из природного и бросового материала.
-получили информацию, пополнили развивающую среду атрибутами, книгами, играми, костюмами.
Для того, чтобы систематизировать работу по пополнению развивающей предметно-пространственной среды нами была составлена таблица «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с проектной деятельностью», где отражено какие изменения происходят в предметно-пространственной среде на этапе мотивации к началу проекта, во время его реализации и что является его итоговым продуктом.
Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность, реализованная в детском саду, помогает интегрировать предметно-развивающую среду семьи и детского сада, связать воспитательно-образовательный процесс с социальной жизнью.
При этом организация проектной деятельности даёт возможность своевременно пополнять и обогащать развивающую среду в соответствии с интересующей детей темой, вносить в неё новейшие и актуальные элементы, а так же продукты, изготовленные совместно с детьми, родителями и сотрудниками ДОО.