Меркулова Оксана
Организация процесса рефлексии и психическое здоровье учащихся на примере организации занятий объединения «Волшебная кисть»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Организация рефлексивного этапа является ключевым элементом качественного преподавания. Учащиеся обучаются более эффективно и быстрее, когда четко понимают, как хорошо они справляются и что надо сделать, чтобы улучшить свои достижения. Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Публикация «Организация процесса рефлексии и психическое здоровье учащихся на примере организации занятий объединения „Волшебная кисть“» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Психология школьников
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
К сожалению, в традиционной модели обучения уделяется недостаточно внимания механизму самооценки, рефлексии. Поэтому развитие самооценки большинства учащихся находится на низком уровне – когда учащиеся не умеют, не пробуют и не имеют потребности в оценке своих действий. И только некоторые дети имеют высокий уровень самооценки – когда, начиная решение нового задания, ребёнок может самостоятельно оценить свои потенциальные возможности и предвидеть результат. Поэтому постоянное использование рефлексии на занятиях в системе дополнительного образования детей, позволяет создать условия эффективного развития самооценки обучающихся.
Ключевые слова: творческое развитие, живопись, арт-терапия, обучение, рефлексия.
THE ORGANIZATION OF THE PROCESS OF REFLECTION AND MENTAL HEALTH OF STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF TRAINING ENTERPRISES “MAGIC BRUSH”
Abstract. The organization of the reflective stage is a key element of quality teaching. Students learn more efficiently and faster, you understand clearly how well they are coping and what needs to be done to improve their achievements. One of the principles of developmental education - the principle of activity and consciousness. The child can be active, if it realizes the purpose of the exercise, its necessity, if every action is conscious and clear.
Unfortunately, the traditional model of teaching, insufficient attention is paid to the mechanism of self-assessment, reflection. Therefore, the development of self-esteem of most students is at the low level when the students do not know, do not try and have needs in the assessment of their actions. And only some children have a high level of self-esteem – when starting a new job, a child can self-assess their potential and to foresee the result. Therefore, the continuous use of reflection in the classroom in the system of additional education of children, to create conditions for effective development of self-assessment of students.
Key words : creative development, painting, art therapy, teaching, reflection.
Как педагог по рисованию, я не могу оставаться в стороне, постоянно ищу новые грани и скрытые резервы обучения и воспитания детей. Занятия по живописи настолько многогранно, что позволяет решать не только проблему духовного, но и психофизического здоровья учащихся. Ведь рисование не просто способствует развитию ребенка, но и связывает между собой важнейшие функции: зрение, двигательную координацию, речь, и мышление, но и определяет духовное становление и психологическое развитие личности. Занятия музыкой, живописью, помогают снять у ребенка эмоциональное напряжение, уменьшает тревожность, агрессию. Возможность не говорить, а выражать свои переживания в виде рисунка представляется одним из важнейших преимуществ живописи. Рисование снижает уровень возбуждения. На своих занятиях я очень часто применяю направление арт-терапии, например, изучая раздел цветоведения я показываю учащимся, что краски - это неизведанный мир. Дети замечают, что лес бывает голубым, утром оранжевым, вечером выглядит багровым. Работа с красками по - разному влияет на их настроение.
Детское объединение «Волшебная кисть» объединяет детей 5-16 лет. Занятия проводятся в каждой группе два раза в неделю по 2 занятия. Состав каждой группы постоянный, всего в группе от 10-12 учащихся. Обязательным условием создания развивающей среды на учебном занятии в объединении «Волшебная кисть» является этап рефлексии. Рефлексивные задания в детском объединении «Волшебная кисть» включают рефлексию настроения и эмоционального состояния, рефлексию деятельности, рефлексию содержания учебного материала. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Формы образовательной рефлексии на занятиях в объединении : устное обсуждение, письменное анкетирование на бумаге, графическое изображение происходящих изменений и т. д. Рефлексия может проводиться как после занятия, так и после изучения темы или раздела. При выборе того или иного вида рефлексии учитываются цель занятия, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся. Чаще всего на своем занятии я использую рефлексию настроения и эмоционального состояния, «дерево творчества».
Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится в начале учебного занятия и в конце деятельности. Данная рефлексия способствует формированию благоприятного микроклимата на занятии. Учащийся настраивается на деятельность, проявляет неподдельный интерес к следующим этапам занятия. Снимается часть мышечного напряжения перед началом и полностью снимается напряжение в конце занятия. В полной мере реализуется здоровье сберегающая функция рефлексии. Я применяю карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент, компьютерные программы. Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Люшера : (Фото 1)
красный цвет мягких тонов – радостное, восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
- «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального. При выполнении задания с использованием компьютерной техники - выбор смайлика на экране.
- Эмоционально-художественное оформление. Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Дети выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Можно выполнять как в компьютерном варианте, так и без него, размещая изображения на доске и голосуя за них.
- «Дерево творчества». По окончанию занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – занятие прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Листики – не совсем удовлетворён занятием.
Цель рефлексии для учащегося – не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими (Рисунок 2).
К рефлексии можно относиться как к некоторому универсальному способу мышления, который в отличие от понятийного способа, оперирует не понятиями и их взаимоотношениями друг с другом, отвечая на вопросы: Как? Зачем? Что мне это дало? В чем смыл того, что я делал для меня и для других? Имеет ли это отношение ко мне? Что мне с этим делать дальше?
Процесс рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:
1этап – анализ своего настроения, своих успехов.
2 этап – анализ работы одногруппников.
3этап – анализ работы всей группы.
Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность учащихся и педагога, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ребёнка.
Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только учащихся, но и педагога.
Список использованной литературы и источников:
1. Беда Г. П. Живопись и ее изобразительные средства. – М. : 2009.
2. Закон об образовании РФ// ред. от 01.05.2017 года (принят постановлением Конституционного Суда РФ от 05.07.2017 N 18-П, закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Статья 75 ФЗ. Дополнительное образование детей и взрослых.
3. Информационно-методический портал Образование. URL : https://dopedu.ru/ html (дата обращения 02.11.2017).
4. Дорофеева Д. Графические орнаменты, Искусство детям. – М. : изд-во Мозаика - синтез, 2010.
5. Лемон К. Рисуем без страха. – М. : 2014.
6. Макарова М. Н. Тайны бумажного листа. Искусство детям. – М. : изд-во Мозаика - синтез, 2010.