Наталья Голубева
Влияние телевидения на психическое здоровье дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Телевидение — это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера. На почему все чаще и чаще психологи бьют тревогу, появилось даже выражение «экранные дети»? Может быть, это надуманная проблема?
Публикация «Влияние телевидения на психическое здоровье дошкольника» размещена в разделах
Как показывают результаты статистики, дошкольники от 4 до 6 лет смотрят телевизор от 2 до 6 часов в день, при этом наибольшее количество времени приходится на вечер с 18. 00 до 22.00. Обращает на себя внимание тот факт, что домашние дети находятся у экранов телевизоров в два раза больше, чем сверстники, посещающие детский сад, т. е привычку постоянного просмотра телевизионных программ дети приобретают с помощью родителей, прежде всего неработающих мам или бабушек. При этом дошкольники проявляют интерес не только к детским программам, но и к фильмам ориентированным на взрослую аудиторию.
Чем опасно такое телевидение для ребенка?
Во- первых, необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению. Чувства опасности, ужаса возникают у ребенка в результате просмотра таких кадров, как надвигающийся на зрителей поезд убийства внутри закрытого помещения ключ в замке с внутренней стороны двери, громкий напряженный звук сердцебиения с экрана и т. п. Защищаясь от неприятных эмоций, ребенок вытесняет их в бессознательную часть психики.
Взрослый может сразу и не заметить каких-либо явных изменений в поведении сына или дочери, однако страшные образы или звуки которые воспринимает ребенок с экрана могут беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов.
Во-вторых, нельзя забывать об эффективности привыкания и зарозительного агрессивного поведения.
Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, она привыкают к жестокости и становятся равнодушными к человеческой боли. Если через каждые 15 минут на экране транслируется насилие, то через какое-то время ребенок начинает воспринимать это как норму. У него формируется эталон эмоционального реагирования.
Можно предположить, что бездуховность и особая жестокость современных подростков во многом связана с эмоциональными и нравственными эталонами, которые были сформированы у них обществом, и прежде всего телевидением.
По мнению психологов, при виде экранных драк у юных телезрителей развивается определенный, еще не осознанный сценарий агрессивного поведения однако, столкнувшись с трудностями во взаимоотношениях с людьми. Ребенок вспоминает тот способ агрессии, который он видел на экране, и начинает действовать также.
В третьих, настораживает романтизация отрицательных героев художественных фильмов.
Романтизация негативного образа жизни приводит к формированию у ребенка соответствующих нравственных образцов поведения. Иногда родители считают, что дети воспринимают фильм так же,как взрослые. Однако это не соответствует действительности. Мышление дошкольника наглядно-образное.
0н улавливает лишь основную линию сюжета и конкретное поведение действующих лиц. Ребенку недоступно понимание мук совести или душевных метаний героев Фильма, следовательно, он не видит и не осознает несоответствия их поступков и слов. Именно поэтому ребенок копирует неблагородные слова героя, а его конкретные действия.
В—четвертых, необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей.
На долю развивающих программ отводится 1,53% эфирного времени (рекламе предоставляется 23%). На экране практически отсутствуют передачи, ориентированные на детей дошкольного возраста. Исключение составляет программа «Спокойной ночи, малыши!», однако и в ней учитываются особенности детской психики. Известно, что ребенок лучше всего запоминает ту информацию, которая показана в начале и в конце передачи. В современном законе о рекламе разрешается включать в начало и в конец детских программ рекламные видеоролики. Поэтому ребенку бопьше запомнится рассказ о каком-нибудь шампуне, чем содержание увиденного мультика.
Кроме того, телевидение способствует интеллектуальной пассивности детей. Информация подается в готовом виде, оно не требует усилий воображения и анализа. Большинство родителей отмечают : дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть эти сказки по видео. Но и для родителей значительно удобнее поставить для просмотра диска, чем тратить время на книгу.
В результате не происходит обсуждения сказки, у ребенка не развивается стремления самому научиться читать. Такой подход тормозит развитие психических функций детей : замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения и, что очень важно, нет тесного эмоционального контакта ребенка с родителями. Это, казалось бы легкий путь в воспитании приводит к плачевным последствиям при поступлении детей в школу. Они не приучены к книге, не могут сконцентрироваться на тексте у них не развита связная речь.
И, наконец, обратить внимание на воздействие рекламы на психику дошкольника.
Многие родители свидетельствуют: реклама стала удобным средством,чтобы справиться с непослушным ребенком. Некоторые дети отказываются есть или одеваться, если перед их взором не мелькают привычные кадры. Парадоксально, но это вполне устраивает взрослых. В чем же опасность рекламы?
У ребенка дошкольного возраста психика особенно остро восприимчива к ярким образам их красочности. Быстрой смене, мельканию и т. д. Однако постоянный просмотр рекламы формирует у ребенка психологическую зависимость, которая возникает в результате искусственного
стимулирования и перевозбуждения нервной системы. Эффект мелькания видеокадров может привести к дисгармонии мозговых ритмов, их сбою.
Рекомендации для родителей.
- Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизорам и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребенка формируется только в совместной деятельности с взрослым.
- Четко регламентируйте просмотр ребенком телепрограмм. Максимальное количество времени у экрана не должно превышать 1 часа в день (согласно возрастным нормам)
- Оградите ребенка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов ориентированных на взрослую аудиторию.
-Старайтесь отслеживать содержательность и художественнисть детских программ, чтобы исключить низкопробную продукцию.
-Обсуждайте с ребенком сюжеты просмотренных фильмов.
Важно понять, что он думает, чувствует, как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребенка анализировать и оценивать поступки и понимать чувство других людей.
Ведь именно таким образом дети учатся, чему надо радоваться и из—за чего надо огорчаться. Совместное обсуждение позволит им понять, что такое успех, победа, боль, предательство, сформировать свой способ поведения в конкретной ситуации.
Таким образом. признав огромную роль телевидения в жизни каждого человека мы должны помнить в той ответственности, которая лежит на взрослых сделать все возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребенка.