Наталья Ушакова
Формирование метапредметных компетеций учащихся на примере городского конкурса научной иллюстрации «Научная экспедиция»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья. Формирование метапредметных компетеций учащихся на примере городского конкурса научной иллюстрации «Научная экспедиция»
Современные требования к мероприятиям ставят перед нами задачу, научить учащихся самостоятельно добывать знания, находить новое в различных источниках, сопоставлять, делать выводы, уметь формулировать новые вопросы и опять возвращаться на поиски ответов. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества «человек, сделавший, что-нибудь значительное становится в известном случае другим человеком». Вкладывая в себя творческую деятельность, он изменяется, совершенствуется.
Публикация «Формирование метапредметных компетеций учащихся на примере городского конкурса научной иллюстрации „Научная экспедиция“» размещена в разделах
Таким образом, метапредметные компетенции обеспечивают переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Разработка и внедрение метапредметных связей сегодня является крайне востребованным, что отражается в педагогических исследованиях. Их важность для образовательного процесса декларированы в работах М. А. Пинской, А. В,Иванова,Н. Л. Галеевой,Г. А. Васьковской и ряда других авторов.
Как же возможно данный подход реализовать на практике? Как проявляются метапредметные компетенции на конкретном проекте?
Конкурс научной иллюстрации «Научная экспедиция» в сотрудничестве с Музеем Арктики и Антарктики стартует уже второй год подряд. В этом году он вырос до городского уровня. В нем принимают участие учащиеся 9-17 лет. В этом году было прислано 97 работ.
Цель конкурса – это создание условия для слияния исследовательской и творческой деятельности детей, привлечение учащихся к достижениям русской науки и техники.
Задачи представлены на слайде.
Особо хочется выделить задачу
Создание условий дл поисковой и исследовательской деятельности, продуктивной работы с информацией и её творческой визуализацией.
Ребята получали определенные тексты об объектах, животных или значимых событиях, связанные с Арктикой или Антарктикой и должны были визуализировать их в своей творческой работе. А именно создать научную иллюстрацию по выбранной теме.
В данном конкурсе ребята участвовали в двух направлениях:
«Художник-иллюстратор». Могут быть представлены работы в техниках: рисунок, карандашом, пастелью, тушью, акварелью, гуашью и другие, «Компьютерная графика». Могут быть представлены работы, созданные при
помощи различных компьютерных программ в форматах jpeg (jpg, gif, png, pdf.
Метапредметные компетенции - освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Как же формируются метапредментые компетенции в данном конкурсе?
Метапредметные компетенции
1) Когнитивные компетенции – это компетенции, проявляемые в процессе по-знавательной деятельности, связанной с обработкой информации для достижения какой-то цели,
Логико-когнитивная компетенция проявляется следующим образом в данном конкурсе
- умение формулировать и решать задачи ( Ребята вместе с педагогом ставят перед собой задачи: с начало ознакомиться с полученным текстом, продумывают свое изображение и с помощью выбранных выразительных средств создают творческий продукт). Умения работать с текстом, изображениями. Умение работать с компьютерными программами.
-умение ставить проблемы и находить их способы решения (Участники конкурса например выбрали сложный текст для воплощения, «Челюскинцы на льдине», то способом решении данной проблемы выступает поиск дополнительной информации о данной теме, также беседа с педагогом, посещение музея)
- Способность к анализу и синтезу (Здесь участники конкурса способны проанализировать полученную информацию.)
2) Информационно-аналитическая компетенция - целенаправленная деятельность по сбору, обработке и анализу информации.
Информационно-аналитическая компетенция проявляется следующим образом в данном конкурсе :
-умение отбирать и анализировать информацию. Участники конкурса получая тексты к своим научным иллюстрациям, должны проанализировать полученную информацию, сделать отбор, анализ, провести сравнения.
Например, текст Морской слон. Есть разновидности этого животного, особенности и. тд. Ребята отбирают важную информацию, проводят сравнения разных видов Морского слона, выбирают важную особенность данного животного. А потом уже приступают к созданию иллюстрации.
3) Применение знаково-символических средств позволяет адаптировать учебную информацию в доступные для учащихся формы
Знаково-символическая компетенция проявляется следующим образом в данном конкурсе
- умение создавать эскизы моделей,схемы,конструкции и. т. д. Участники конкурса создают иллюстрации к научным текстам в различным графических редакторам или рисуя изобразительными средствами. То есть изображают полученную информацию в знаковой форме (таблица видов животных, схема энергетического модуля, модель например Вездехода Пингвин) То есть благодаря данной компетенции результат конкурса выражается в готовом творческом продукте или модели.
-Здесь также проявляется умение представлять информацию и продукт собственной мыслительной деятельности в символической форме. Научная иллюстрация – это творческая работа самого участника, так как это его видение, воображение, фантазия, мыслительный итог.
Подводя итоги, можно утверждать, что метапредметные компетенции в городском конкурсе научной иллюстрации «Научная экспедиция» ярко проявляются на протяжении всего конкурса,и,конечно, в итоговом творческом продукте.
В заключении, поставленная цель и задачи достигнуты. Учащиеся погрузились изучением уникальных особенностей природы и животного мира Арктики и Антарктики. Приобрели умения поисковой и исследовательской деятельности. Способность визуализировать полученную информацию, создавая творческий продукт. Работать продуктивно с информацией, расширяя свои знания.