Елена Чеснокова
Особенности организации педагогического процесса в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Высокие темпы общего развития детей дошкольного возраста, в том числе и умственного, требуют дифференциации обучения в разных возрастных группах. При этом своеобразие обучения проявляется в основных компонентах учебного процесса : его содержании, структуре, методах и формах организации.
Непосредственная образовательная деятельность в первой младшей группе детского сада, организуется с подгруппами (в течение дня проводятся два занятия) и имеет игровой характер. Деление детей на две подгруппы связано с необходимостью непосредственного общения воспитателя на занятии с каждым ребенком.
Публикация «Особенности организации педагогического процесса в ДОУ» размещена в разделах
Структура занятий предусматривает чередование показа способов действий с исполнением их детьми, сочетание слушания речи воспитателя с активной речевой деятельностью детей. Такое чередование на протяжении занятия, как правило, повторяется многократно.
Содержание каждого занятия, объём осваиваемых представлений и действий невелики. При ознакомлении детей с предметами или действиями включаются два – три признака, два – три этапа действия (например, обмакнуть кисточку в краску, провести волнистую линию). Для полного освоения знаний, умений и навыков они повторяются на ряде занятий и включаются в содержание деятельности детей вне занятия.
Основными методами, которыми пользуется взрослый, являются наблюдение (рассматривание предметов и явлений, демонстрация картин, игрушек. Воспитатель использует и короткий рассказ, поясняет детям те или иные явления. Широко применяется игровой метод в форме дидактических игр. В повседневном обучении вне занятия используются те же методы и приемы, но чаще – дидактические игры и разнообразные игровые упражнения. Воспитатель организует их с двумя - тремя детьми или с одним ребенком.
Перечисленные методы обучения опираются на наглядно - действенное и наглядно - образное мышление детей. Наглядные и практические методы в единстве со словом дают возможность формировать представления, обеспечивают освоение простых практических действий, а так же первоначальных учебных умений: умения принять задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по его образцу, а затем и по словесному указанию.
К концу третьего года жизни у ребенка формируется умение соотносить указание, вопрос воспитателя, адресованный всей группе, к себе. Формирование этого умения достигается путем дополнения общих указаний индивидуальными («Все дети будут рисовать, Коля тоже будет рисовать»).
Это умение, сформированное у большинства детей, дает возможность во второй младшей группе и средней перейти к проведению занятий одновременно со своей группой, а возросшая устойчивость внимания детей – увеличить продолжительность занятий с 10-15 мин до 15-20 мин. Во второй младшей и средней группах проводятся два занятия в день.
Увеличивается объем содержания занятий. Так, при наблюдении у детей 4летнего возраста формируются достаточно отчетливые и конкретные представления о предметах и явлениях, включающие основные физические характеристики, изменения движения или развития, взаимодействия с другими объектами. При этом занятия начинают играть ведущую роль в освоении содержания.
В ходе обучения при постановке учебных заданий воспитатель раскрывает детям их практическое значение, возможность использования результатов в разнообразной деятельности. Сохраняет свое значение и эмоциональная сторона содержания занятий. Постепенно появляется желание научиться чему - либо для того, чтобы получить одобрение воспитателя, родителя сверстников.
Задачи обучения детей младшего и среднего дошкольного возраста заключается в дальнейшем формировании навыков и умений учебно-познавательной деятельности: закрепляется умение принимать задание и достигать результата, овладевать умением действовать по указанию воспитателя, слушать и слышать не только воспитателя, но и товарищей, формируются первоначальные умения оценки и самооценки результатов деятельности.
Методы и приемы обучения направлены как на формирование знаний умений и навыков, так и на развитие основных компонентов учебной деятельности.
В обучении детей второй младшей и средней групп используются наглядные и практические методы : наблюдение, рассматривание картин и демонстрация диафильмов, игровой метод, разнообразные упражнения, так же в качестве одного из методов учебной деятельности в группах среднего возраста используются опыты. Впервые начинают проводиться беседы.
Во второй младшей группе начинается проведение небольших целевых прогулок в природу и экскурсии внутри помещения детского сада (для ознакомления с трудом персонала). В средней группе экскурсии как один из видов занятий используется педагогом систематически.
У детей старшего дошкольного возраста значительно возрастает произвольность познавательных процессов (памяти внимания, складываются основные умственные умения и умственные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация и др.). Все это позволяет значительно совершенствовать процесс обучения, расширить его задачи. По-прежнему одной из основных задач обучения остается дальнейшая ориентировка детей в окружающем мире, накопление представлений о предметах и явлениях окружающей жизни (природе, труде людей, общественных явлениях). Решается задача дальнейшего совершенствования познавательных процессов : целенаправленность анализа, сравнение, более широкое обобщение. Важнейшей задачей обучения детей старшего дошкольного возраста является воспитание познавательного интереса как мотива учебной деятельности.
Обучение на занятиях в старших группах детского сада становится основным средством образовательной работы. Продолжительность занятий увеличивается до 25-30 мин. Широко используются целевые прогулки в природу. Систематически проводятся экскурсии для ознакомления с общественными явлениями, с природой.
Содержание детей в старших группах усложняется. Знания о предметах и явлениях окружающей жизни формируются как элементарные системы разного объёма и разной степени обобщенности.
Усложняется содержание математических представлений детей. В единстве с процессом формирования знаний идет обучение речи. Развивается связная речь, осваиваются фонематические восприятия как предпосылка для овладения грамотой, дети осваивают выразительные средства родного языка.
Разносторонность содержания обучения требует использования системы методов: наглядных, практических и словесных. Наблюдение как основной наглядный метод сохраняет свое ведущее значение.
Освоение связей требует использование моделирования и элементарных опытов. Эти методы наиболее полно представлены в обучении именно старших детей.
С помощью указанных методов, наряду с накоплением представлений и освоением связей, осуществляется систематизация знаний.
Своеобразие содержания обучения детей старших групп детского сада требует использования системы занятий, где каждое занятие занимает определенное место в формировании знаний и умений.
Итак, обучение в детском саду, обеспечивая освоение детьми знаний, умений, навыков, развитие умственных сил и способностей, оказывает влияние на развитие всех видов деятельности ребенка, на становление личности в целом. Обучение является решающим фактором подготовки ребенка к школе.