Лучший педагог года

Подготовка выпускников основной школы к ОГЭ. Рабочая программа объединения по биологии «Уровни организации живой материи»

Ольга Валерьевна Алексашкина
Подготовка выпускников основной школы к ОГЭ. Рабочая программа объединения по биологии «Уровни организации живой материи»
▼ Скачать +Заказ

2. Пояснительная записка

Направленность программы : естественнонаучная.

Актуальность программы. Главной целью изучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Уровни организации живой материи» является подготовка выпускников основной школы к ОГЭ. В основу программы положено содержание кодификатора элементов содержания ОГЭ по биологии 2018 г., который составлен на базе обязательного минимума содержания основного общего образования. Структура кодификатора построена в соответствии с идеей разно уровневой организации жизни : ген, клетка, организм, вид, популяция, биогеоценоз, биосфера. Таким образом, одно из ведущих понятий школьного курса биологии – уровни организации живой материи – и послужило названием данной программы, так как оно в наибольшей степени отражает современные взгляды на уровни организации жизни и происходящие на них процессы.

Публикация «Подготовка выпускников основной школы к ОГЭ, Рабочая программа объединения по биологии „Уровни организации живой материи“» размещена в разделах

Программа «Уровни организации живой материи» рассчитана на один год очной формы обучения. Содержание занятий варьирует в зависимости от конкретных потребностей учащихся. Учитывая то обстоятельство, что раздел «Общая биология» изучается в 9-м классе, на занятиях по данной программе имеет смысл сделать акцент на других разделах школьного курса биологии, традиционно вызывающих затруднения у обучающихся это «Многообразие организмов», «Человек и его здоровье».

Эффективную подготовку к ОГЭ в рамках данного элективного предмета можно организовать лишь при наличии у каждого учащегося тематических сборников заданий ОГЭ и сборников вариантов контрольных работ ОГЭ. Только при этом условии можно реально осуществлять индивидуальный подход в обучении и отслеживать степень готовности к экзамену каждого учащегося. С самых первых шагов по подготовке к ОГЭ важно сформировать правильный алгоритм работы с тестами, приучить анализировать содержание заданий и только потом переходит к поиску правильного варианта или формулированию ответа.

Преподавателю данной программы необходимо познакомиться с анализом качества ответов учащихся на ОГЭ в предыдущие годы, для того чтобы вычленить наиболее проблемные темы и типы заданий. Например, в части «В», как правило, вызывают наибольшие затруднения задания на определение последовательности процессов, а в части «С» – задания по работе с текстом или рисунками. Подготовка к выполнению подобных заданий требует особого внимания.

Особенность программы. Программа рассчитана на детей уже ознакомившихся с основами биологических наук. Занятия строятся на уже имеющихся базовых знаниях по биологии у обучающихся. В основном осуществляются на основе развития и обобщения биологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование биологического мышления. Программа рассчитана на обучающихся 9-х классов средней общеобразовательной школы.

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса. В соответствии с учебным планом объединения сформированы группы обучающихся одного возраста, являющиеся основным составом объединения. Состав групп постоянный.

Адресат программы : обучающиеся по программе – учащиеся 9-х классов средней общеобразовательной школы, возраст 14-15 лет.

Цель: повторить и систематизировать знания курса биологии основной школы для подготовки к ОГЭ в 9 классе.

Задачи:

• повторить и закрепить наиболее значимые темы, из основной школы, изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;

• закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ОГЭ;

• формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;

• научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

Планируемые результаты.

По окончанию обучения обучающиеся должны знать:

• признаки биологических объектов :

• живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий);

• генов, хромосом, клеток;

• популяций, экосистем, агроэкосистем, биосферы;

• сущность биологических процессов :

• обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

• круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

УМЕТЬ объяснять:

• роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

• родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);

• роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

• взаимосвязи организмов и окружающей среды;

• роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;

• необходимость защиты окружающей среды;

• родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;

• взаимосвязи человека и окружающей среды;

• зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

• причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;

• роль гормонов и витаминов в организме;

• изучать биологические объекты и процессы :

• описывать и объяснять результаты опытов;

• описывать биологические объекты;

распознавать и описывать:

• на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки;

• на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;

• на рисунках (фотографиях) органы цветковых растений, растения разных отделов;

• на рисунках (фотографиях) органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов;

• культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации : находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями

• ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма; стрессов; ВИЧ инфекции; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;

• оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

3. Календарно – тематический план обучения.

Содержание учебного плана.

1 Биология как наука. (8ч.)

Теория: 6

Практика: 2

1.1 Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.

1.2 Признаки и свойства живого : клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие.

1.3 Основные уровни организации живой природы : клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

2 Система, многообразие и эволюция живой природы. (40ч.)

Теория: 24

Практика: 16

2.1 Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок, класс, тип (отдел, царство; их соподчиненность.

2.2 Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

2.3 Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.

2.4 Царство растений. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность. Распознавание (на рисунках) органов растений.

2.5 Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле.

2.6 Царство животных. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих.

2.7 Хордовые животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных классов хордовых. Поведение животных. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.

3 Человек и его здоровье (48 ч.)

Теория: 26

Практика: 22

3.1 Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов : пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов.

3.2 Строение и жизнедеятельность органов и систем органов : опорно-двигательной, покровной, выделительной. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов.

3.3 Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

3.4 Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой.

3.5 Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека.

3.6 Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

4 Признаки живых организмов (32 ч.)

Теория:16

Практика:16

4.1 Клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов – основа единства органического мира, доказательства родства живой природы.

4.2 Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

4.3 Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ, входящих в состав клетки. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их клеток.

4.4 Строение про- и эукариотной клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности.

4. 5 Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез.

4.6 Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Матричный характер реакций биосинтеза. Гены, генетический код и его свойства.

4.7 Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Определение набора хромосом в соматических и половых клетках. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Сходство и отличие митоза и мейоза, их значение. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.

5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (16 ч.)

Теория:8

Практика:8

5.1 Среды обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

5.2 Экосистема (биогеоценоз, её компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Цепи и сети питания, их звенья. Типы пищевых цепей. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Правила экологической пирамиды. Структура и динамика численности популяций.

5.3 Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Выявление причин устойчивости и смены экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем. Решение экологических задач.

5.4 Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах, роль в нем организмов разных царств. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем.

5.5 Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Эволюция биосферы.

5.6 Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Защита среды от загрязнений. Сохранение биологического разнообразия планеты. Охрана растительного и животного мира. Оценка глобальных экологических проблем и возможных путей их решения.

Публикации по теме:

Анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС Примерная Программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Годовой план работы учителя-логопеда основной школы Годовой план работы учителя-логопеда Комаровой В. В. МБОУ «ООШ №17» на 2016–2017 учебный год Цель: Своевременное выявление и оказание помощи.

Консультация для родителей «Адаптация детей выпускников к обучению в условиях начальной школы» Адаптация детей выпускников к обучению в условиях начальной школы. Все больше дошкольников не хотят или даже боятся идти в школу, плохо.

Формы работы школы-интерната по социальной адаптации и успешности выпускников с ОВЗ ГКОУ РА «Адыгейская Республиканская школа-интернат для детей с ОВЗ» Методическая разработка на тему: «ФОРМЫ РАБОТЫ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ПО.

Продолжение портфолио. Приложения к опыту работы. Программа творческого объединения «Любознайки» для детей 3–4 лет .

Программа постинтернатного сопровождения выпускников «Шаг за шагом» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ (ОБЛАСТНОЕ) СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ.

Рабочая программа основной общеобразовательной программы для детей 4-го года жизни Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования (далее.

Рабочая программа по биологии 5–9 классы ФГОС Принято на заседании МО Естественно- научного цикла Протокол № 1 от 28.08.2017г. Руководитель МО ___(Е. Ю. Семенова.) Согласовано.

Рабочая программа по реализации курса «Развитие речи» по программе «От рождения до школы» для детей 3–4 лет Принято от УТВЕРЖДАЮ педагогическим советом заведующий МАДОУ № МАДОУ № ___ ___ приказ № от протокол № Рабочая.

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Принято Утверждаю на педагогическом совете заведующий МБДОУ Протокол № ___ от «___» ___ 2017г. «Детский сад № 26» ___(Шатило.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка выпускников основной школы к ОГЭ. Рабочая программа объединения по биологии «Уровни организации живой материи»
Опубликовано: 5 апреля 2018 в 22:26
+34Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подготовка выпускников основной школы к ОГЭ. Рабочая программа объединения по биологии «Уровни организации живой материи»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Валерьевна Алексашкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД