Татьяна Москалева
Организация предметно-развивающей среды согласно ФГОС. Музыкальный уголок.
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Публикация «Организация предметно-развивающей среды согласно ФГОС, Музыкальный уголок,» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные уголки и центры в детском саду
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Уголки и центры в группах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе, (музыкально-театральная зона). Наличие в группе музыкальных инструментов уже вызывает у ребенка желание научиться на них играть, а с помощью музыкально-дидактического материала можно решать разнообразные воспитательные задачи в доступной для детей игровой форме (например развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т. д.).
Основными требованиями музыкального уголка являются :
1 Эстетичность музыкального уголка, его отдельных элементов.
2. Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе.
3. Педагогически грамотное руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей со стороны воспитателя.
4. Удобное расположение музыкального уголка или музыкально-театральной зоны.
Музыкальный уголок можно оформить очень интересно и ярко - в виде подиума сцены на ступеньках которой располагаются необходимые пособия по музыкальному воспитанию, также можно оформить музыкальный уголок в младших группах - на сшитых из ткани различных персонажей это могут быть Петрушка, матрешка, снеговик, можно в виде елочки с игрушкам и т. д.
При подборе оборудования в музыкальный уголок нужно учитывать возраст детей.
Итак, в музыкальных уголках в в ясельной и мл. гр. должны находиться :
Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – это мягкие игрушки; мягкие музыкальные игрушки; куклы - неваляшки, образные музыкальные поющие или танцующие игрушки (собачка котик, петушок, зайка и т. п.)
иллюстрации музыкальных инструментов, ноты, картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах.
Бутафорские музыкальные инструменты- игрушки( (что это такое) -это неозвученные плоскостные музыкальные инструменты изготовленные из плотного картона или тонкой фанеры которые нужны для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.
(пианино, гармошка, балалайка и т. д.)
Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого
музицирования: (детское пианино, гармошка, со средней группы добавляется металлофон и т. д.)
5. Озвученные игрушки (музыкальный молоточек, шарманки, гитары, погремушки, музыкальные волчки и т. д. дети рассматривают их, пытаются извлечь из них отдельные звуки или фиксированную мелодию.
5. Шумовые инструменты: (бубны, погремушки, барабаны, маракасы, колокольчики маленькие и большие, бубенчики, ложки и др.).
6. Также необходимы в музыкальном уголке : Музыкально- дидактические игры : («Птицы и птенчики», «Угадай на чем играю?», «Где мои детки?» «Чудесный мешочек»).
Для музыкальной игры можно изготовить музыкальную лесенку из 3х ступенек. На 1 ступеньке низко сидит мама птица и поет низко чик –чирик, а птенчики сидят высоко и поют высоким голосом чик- чирик. Игра на развития высоты звука.
Музыкально – дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание играть, петь и слушать музыку.
Также в музыкально-театральной зоне должны находиться атрибуты к подвижным музыкальным играм и детского танцевального творчества:
Шапочки – маски, Шапочки – ушки, лошадки, рули музыкальные. В уголоке ряжения косыночки матрешек, фартучки и т. д. А также разноцветные флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, клубочки, плотные шарики надувные с крупой, разноцветные кубики, осенние листочки, снежинки, колокольчики в зависимости от сезона.
Сейчас очень модно изготавливать самодельные музыкальные инструменты и всевозможного бросового материала.
Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить и брать инструменты и пособия.
Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкально-театральной зоне, вносить новое оборудование.
Для прослушивания произведений классической музыки, детских песен и музыкальных сказок, а также во время занятий, например рисованием или для пробуждения после дневного сна необходим магнитофон.
Можно даже оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром (детские песни, народная и классическая музыка, голоса птиц и животных, шумы природных явлений и воды, русские народные сказки и сказки мира). Фонотека помогает глубже развивать музыкальный слух детей и приобретать музыкальные знания, обеспечивает всестороннее развитие личности каждого ребенка.
В музыкальном уголке должны быть театры :
Знакомство детей с театральной игрой и театральной куклой начинается уже в раннем детстве. Важно, чтобы уже первые встречи с театральной куклой создавали радостную атмосферу.
Виды театров:
- театр картинок (Фланелеграф)
Пальчиковый театр
Кукольный театр
1. Театр картинок (Фланелеграф). (Как изготовить) Вырежьте персонажей сказок из картона, а с обратной стороны приклейте кусочки фланели, такие фигурки будут отлично держаться на фанерке обтянутой фланелью.
С помощью наглядного сопровождения картинок, игрушек дети учатся следить за действиями персонажей в коротких стихах, потешках, сказках.
Пальчиковый театр (куклу можно изготовить из обрезанных перчаток, приделать глазки, ушки, косички и т. д.)
Игры с пальчиковыми куклами помогут ребенку научиться управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, ребенок овладевает и ценными навыками общения.
.В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный.
Воспитатель обыгрывает действия с игрушкой сам, а дети смотрят, гладят игрушку, здороваются, звукопадражают: собачка гав-гав, птичка чик-чирик, киска мяу-мяу (мишка идет, зайчик прыгает, куколка танцует, спит и т. д.) В свою очередь ребенок усваивает эти способы и впоследствии будет играть сам.
Игра на детских музыкальных инструментах очень нравится детям, конечно, сначала это будут погремушки, колокольчики. Кстати, владеть колокольчиком не сразу получится. Вы должны объяснить ребёнку, что держать колокольчик нужно двумя пальчиками за «ушко». Только тогда звук будет громким. Затем, можно попробовать играть левой рукой (сначала воспитатель, потом дети). Гораздо легче ребёнку будет обращаться с бубенцами, это тоже колокольчик, но закрытый. Причём, бубенцы бывают самых разных видов – на деревянной ручке, на тканевом манжете, в форме погремушки.
Начиная со 2 мл. гр. Воспитатель, наблюдая за детьми во время самостоятельной музыкальной деятельности показывает новые игры, приемы, поддерживает инициативу одних детей, отмечает в какой помощи нуждается другой ребенок. Кроме того, воспитатель должен уметь заметить, когда дети исчерпали все возможности данной игры и заменить ее другой. Поэтому игры, инструменты необходимые в работе находятся в доступном детям месте, остальные же можно убрать и менять по мере необходимости.
Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.
Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.