Зинаида Мальцева
Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1
Главным условием реализации программы «От рождения до школы» является создание развивающей, эмоционально комфортной образовательной среды для дошкольников.
Важнейшие образовательные ориентиры: - обеспечить эмоциональное благополучие дошкольников; - создать условия для развития доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям; - развивать детскую самостоятельность; - развивать детские способности, образующихся в разных видах деятельности.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
И все это осуществляется в предметно-развивающей среде.
Слайд№2
Что же такое предметно-развивающая среда. Предметно-развивающая среда – это данное пространство, предметно насыщенное, организационно оформленное и предназначенное для ребенка, для удовлетворения его потребностей в познании, общении, труде и физическом, духовном развитии в общем.
Слайд№3
Роль педагога в организации психолого-педагогических условий:
1)Обеспечение эмоционального благополучия детей. (Все помещения детского сада, выделенные для детей, должны быть обустроены таким образом, чтобы дети чувствовали себя свободно, комфортно)
2)Формирование внимательных и доброжелательных, отношений (Воспитание у дошколят доброжелательного и внимательного отношения к людям возможно при условии, если педагог сам к ребятам проявляет доброжелательность и внимательность, помогает конструктивно решать возникающие конфликты.)
3)Развитие самостоятельности (Самостоятельность человека образуется в дошкольном возрасте, если взрослые создают для этого условия. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель. В течение дня нужно выделять время, чтобы дети могли выбрать пространство активности исходя из собственного желания.)
4)Создание условий для развития свободной игровой деятельности (Развитие данной деятельности требует поддержки от взрослого. При этом роль педагога в игре варьируется в зависимости от уровня развития игровой деятельности и возраста дошкольников, а так же характера ситуации.
5)Создание условий для развития познавательной деятельности (Педагог должен создавать ситуации, которые стимулируют познавательное развитие.
6)Создание условий для развития проектной деятельности (Необходимо постоянно выделять время для проектной деятельности, создавая условия для презентации проектов. Стимулируя детей, необходимо предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования.
7)Создание условий для самовыражения средствами искусства (Чтобы научить детей, выражать себя средствами искусства, образовательная среда должна обеспечивать необходимыми материалами, давать возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, актерским мастерством, пением, конструированием, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины, пластилина, бумаги.
8)Создание условий для физического развития (Физическое развитие очень важно для здоровья детей, так как позволяет реализовать у детей врожденное стремление к движению. Среда должна стимулировать физическую активность детей, активировать желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм.
А теперь рассмотрим, какой же должна быть предметно развивающая среда.
Слайд№4
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть: - Содержательно-насыщенной. Развивающая среда групп должна быть содержательно насыщенной и соответствовать возрастным возможностям детей. Образовательное пространство групп оборудовано разнообразными средствами обучения, материалами, инвентарем и оборудованием. Разнообразный материал обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность дошкольников, двигательную активность, а так же развитие крупной и мелкой моторики, эмоциональное благоприятное состояние, возможность самовыражения.
- Трансформируемой. Группы обустраиваются, трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей.
- Полифункциональной. Игры, пособия, мебель в группах должны быть полифункциональны и пригодны для использования в разных видах деятельности.
- Вариативной. Игровое оборудование периодически меняется, добавляются новые предметы, стимулирующие игровую и двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей.
- Доступной. В группах свободный доступ детей к играм, материалам, пособиям, обеспечивающим активность детей.
- Безопасной. Все пространство предметно-пространственной среды безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности, сертифицировано.
- Здоровьесберегающей. Сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей. В каждой группе составлен оздоровительный режим дня, способствующий физическому и полноценному психическому развитию, предусматривающий разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, детей.
- Эстетически-привлекательной. Художественно - эстетическое оформлением должно положительно влиять на детей, вызывать эмоции и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде ведет к снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед детьми возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.
Центры развития в старшей группе «Солнышко»
Слайд№5-12
Развивающая предметно-пространственная среда выступает как динамичное пространство, легко изменяемое и подвижное. При создании предметной среды следует помнить, что «застывшая» предметная среда не сможет выполнять развивающие функции, так как перестает пробуждать фантазию ребенка. Но в то же время, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с развивающими игрушками, уголок с полифункциональным материалом и т. п.).
Адекватная организация развивающей предметно-пространственной среды стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку сверстников в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его как личности.