Получи документы

Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях введения ФГОС до

Любовь Копытова
Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях введения ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

Деловая игра для педагогов ДО на заседании КМО.

В ФГОС большое значение придается развивающей среде, которая является частью целостной образовательной среды дошкольной организации.

Давайте определим, что это такое.

1. Найдите правильный ответ

Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях введения ФГОС ДО» размещена в разделах

Ведущий читает вопрос и три варианта ответа, только один из них правильный. Надо назвать правильный ответ. Упражнение проводится методом пинг-понга. Если команда не отвечает, этот вопрос адресуется другой команде.

1. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС?

• 4;

• 5;

• 10.

1. Как, согласно стандарта, звучит одна из областей

• Коммуникативно-личностное развитие;

• Социально- коммуникативное развитие;

• Социально- личностное развитие.

2. Кто обеспечивает разработку примерной основной образовательной программы дошкольного образования:

• Уполномоченные федеральные органы;

• Уполномоченные региональные органы;

• Образовательная организация.

3. Как определяется среда, которая обеспечивает реализацию различных образовательных программ?

• Предметно-развивающая

• Предметно- пространственная;

• Развивающая предметно- пространственная.

4. Какой должна быть развивающая предметно-пространственная среда?

• Безопасной;

• Трансформируемой;

• Доступной.

5. Результатом реализации каких требований ФГОС ДО должно быть создание образовательной среды?

• требования к результатам освоения ООП ДО;

• требования к структуре ООП ДО;

• требования к условиям реализации ООП ДО.

ФИРО было разработаны методические рекомендации для педагогических работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС ДО».

«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)».

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:

• охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;

• максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

• построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

• создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

• открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

• создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка. РППС должна быть:

• содержательно-насыщеной

• трансформируемой

• полифункциональной

• вариативной

• доступной

• безопасной.

Предметное содержание

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом).

Общие принципы отбора игровой продукции для дошкольников.

1. Принцип безопасности (отсутствия рисков)игровой продукции:

*физические и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых угов, прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества (все элементы РППС должны иметь сертификационные документы: Сертификат соотвествия и Гигиенический сертификат,

* психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка, возможность манипуляции, парной работы рук, координация движений,

*психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие,

* нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок игровой продукции.

2. Принцип развития с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

3. Принцип соответствия: возрастным (половозрастным) особенностям ребенка, индивидуальным, специальным особенностям.

Это предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОО, в лице педагога с семьей воспитанника, для обеспечения преемственности РППС в домашних условиях. Например, совместные игровые мероприятия, организованные в рамках общеобразовательной программы (обмен опытом семейного воспитания, проектная деятельность, участие в различных конкурсах, фестивалях, ярмарках и др.). Стоит отметить, что данный аспект немаловажен, поскольку РППС, организованные в ДОО и в условиях семьи должны иметь единые принципы для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка. Организация РППС должным образом позволит содействовать реализации индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника ДОО.

2. «Соответствие РППС возрасту». Педагогам раздаются тексты и нужно вписать в текст пропущенные слова об особенностях среды.

• Младший дошкольный возраст

Для детей этого возраста –достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильная организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включения в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного образования.

• Средний дошкольный возраст.

Организация жизни и воспитания детей этого возраста направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Развивающая предметно-пространственная среда группы организуется с учетом возможностей детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

• Старший дошкольный возраст.

В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Педагог помогает дошкольникам понять это новое положение.

РППС организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование и др.). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Примерный перечень центров (зон, уголков, секторов) для организации РППС:

- для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий,

- для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр. ,

- для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр. ,

- для двигательной активности (спортивные игры, соревнования,

- для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр. ,

- для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.,

- для отдыха (уединения, общение и пр.)

Предложить педагогам поделиться своими идеями и наработками по теме заседания.

В методических рекомендациях ФИРО определены функциональные блоки, которые могут помочь педагогам при формировании РППС в своей группе.

Показатели качества созданной в группе развивающей предметно-пространственной среды:

• Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает себе занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения. Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум», при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.

• Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, т. к. увлечены интересной деятельностью.

• Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.

• Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.

Принять следующее решение

Младший дошкольный возраст

Для детей этого возраста –достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в …. Правильная организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с …. и со, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Младший дошкольный возраст

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль …. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит …. благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включения в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного образования.

Средний дошкольный возраст.

Организация жизни и воспитания детей этого возраста направлены на дальнейшее развитие умения …людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Развивающая предметно-пространственная среда группы организуется с учетом возможностей детей …. подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного … дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Старший дошкольный возраст.

В этом возрасте происходит интенсивное развитии…. …. сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя….среди других детей в детском саду. Педагог помогает дошкольникам понять это новое положение.

Старший дошкольный возраст.

РППС организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься …. делом. Размещение оборудования по центрам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование и др.). Обязательными в оборудовании являются, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению ….

Литература.

Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М.

Организация развивающей предметно-пространственной среды соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / –М. : Федеральный институт развития образования, 2014.

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС в первой младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Солнышко» общеразвивающего вида городского округа город.

Консультация «Организация предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС» В настоящее время, в связи с введением ФГОС, нами, педагогами ДОУ остро встает вопрос об организации ППРС согласно новым требованиям. ППРС.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУОрганизация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Одним из важнейших условий воспитательно-образовательной работы в детском учреждении является правильная организация предметно-развивающей.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДООрганизация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС ДО. На примере своей группы хочу рассказать и показать РППС.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях для детей с целью адаптации к бассейну Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное.

Организация развивающей предметно — пространственной среды в группе с учетом требований ФГОС Организация развивающей предметно – пространственной среды в группе с учетом требований ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС Там, где раздаётся смех… Там, где множество потех… Там, где хором поют песни… Там, где очень интересно… Там, где множество ребят, Называют.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС Слайд №1Главным условием реализации программы «От рождения до школы» является создание развивающей, эмоционально комфортной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях введения ФГОС до
Опубликовано: 13 декабря 2016 в 07:21
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях введения ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Копытова (УИ 180658) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД