Ирина Бурнакова
Организация музыкальной предметно-развивающей среды в контексте ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Создание предметно-развивающей среды в музыкальном зале.
Предметно развивающая среда детского сада необходима детям потому, что выполняет по отношению к ним информационную, стимулирующую и развивающую функции. Она не может существовать сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями, интересами, целями и задачами взаимодействия. Эта среда должна строиться на основе ведущих принципов: возрастные нормы; эстетичность; доступность. Музыкальная предметно-развивающая среда с учётом взросления дошкольников, то есть в соответствии с возрастными особенностями их музыкального развития и этапами становления видов музыкально-художественной деятельности, может быть наполнена следующими музыкальными игрушками и музыкально-дидактическими играми.
Публикация «Организация музыкальной предметно-развивающей среды в контексте ФГОС до» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Цель: способствовать гармоническому развитию и саморазвитию детей в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи: организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учётом их потребностей и интересов.
Музыкальный зал - это площадка для утренней гимнастики, место для ежедневных музыкальных занятий и развлечений, концертная и театральная сцена, музыкальная гостиная и место для встреч с родителями и педагогами.
Поэтому создание предметно-развивающей среды в музыкальном зале является важным средством организации оптимальных условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса и создания возможности творческой самореализации детей и взрослых.
В нашем музыкальном зале преобладают яркие цвета, создающие жизнерадостность, доброжелательность, праздничное настроение у детей и взрослых. Комфортное сочетание дизайна вносит покой, радость, интерес.
Предметно-развивающая среда музыкального зала несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, она воспитывает и развивает его.
Для проведения НОД я использую аккордеон для музицирования, музыкальный центр, магнитофон «Panasonic», фортепиано «Прелюдия» - интеграция в область «Познавательное развитие».
Содержание музыкальной развивающей среды ориентировано на основные виды деятельности дошкольника, усложняющиеся по возрастам, и имеет свои особенности, связанные со специфической направленностью образовательной области.
Примерный перечень предметно-развивающей среды музыкального зала можно условно разделить на 4 группы:
• Атрибуты для творческих сюжетно-ролевых игр и танцев
• Детские музыкальные инструменты и игрушки
• Музыкально-дидактические игры и пособия
• Аудиовизуальные пособия и мультимедийные средства развития
Атрибуты для творческих сюжетно-ролевых игр и танцев.
Музыкально-ритмические движения и театральная деятельность, как правило, проходит в активной зоне музыкального зала. В своей работе я использую султанчики, салютики, платочки, ленточки, шарики, обручи – интеграция в область «Физическое развитие». Различные тематические атрибуты: осенние веточки, снежинки, цветы, конфетки, грибочки, морковки, пиалы из папье-маше для хакасских танцев - интеграция в область «Познавательное развитие».
Активное участие принимают родители и дети. Например: к новогодним праздникам изготовили чудесные «Снежки» - интеграция в область «Социально-коммуникативное развитие».
Театрализованная деятельность и драматизация очень любимы детьми, так как даёт возможность быть непосредственными участниками действия – артистами или зрителями. Для этого в арсенале костюмерной имеются наряды для взрослых и детей (с учётом возрастных и гендерных особенностей, шапочки-маски, всевозможные парики, головные уборы, хакасские национальные платья и рубашки.
В своей работе я использую разные виды театра: настольный, пальчиковый, театр игрушек, кукольный театр «Би-ба-бо», большая ширма, средняя, маленькая настольная,– интеграция в область «Речевое и художественно-эстетическое развитие».
Детские музыкальные инструменты и игрушки.
Игра на музыкальных инструментах и игрушках в основном проходит в спокойной зоне. В нашем музыкальном зале в наличии имеются музыкальные инструменты со звуком неопределённой высоты : погремушки, бубны, барабаны, треугольники, колокольчики, деревянные ложки. Инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом: металлофоны.
Русские народные инструменты: деревянные ложки, коробочки, дудки.
Музыкальные игрушки : не озвученные балалайки, гармошки и т. д.
Игрушки самоделки: палочки для отстукивания, всевозможные шумелки, стучалки, коробочки с горохом, с камешками, с крупой.
Интеграция в область «Социально-коммуникативное развитие».
Музыкально-дидактические игры и пособия.
Для слушания произведений использую музыкально-дидактические пособия : портреты русских, советских и зарубежных композиторов, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, картинки и фотографии, побуждающие детей к творчеству, картотеки загадок, стихов, частушек, закличек, календарных песен и т. д.
В своей работе постоянно пользуюсь материалами методической литературы - интеграция в область «Познавательное развитие».
Аудиовизуальные пособия и мультимедийные средства развития.
В наше время высоких технологий работа музыкального руководителя не представляется без использования фонограмм, аудио и видеокассет, компакт-дисков, видеодисков.
Использование мультимедиа в учебном процессе обеспечивают педагогу возможность:
• Повысить интерес ребёнка к музыке
• Формировать музыкальный вкус
• Даёт возможность разнообразить музыкально-дидактический материал
К сожалению, многие дети, проживающие в нашем районе, не имеют возможность посещать театры, концертные залы, поэтому знакомлю детей с инструментами симфонического, русского народного оркестра и хакасскими народными инструментами – интеграция в области «Социально-коммуникативное» и «Познавательное развитие».
Понимание того, что тщательно продуманная среда развития, сама побуждает детей к активности, проявлению инициативы и творчества, позволяет быстро адаптироваться в пространстве детского сада.
Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала создана с учётом ФГОС ДО, и даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его творческие способности с учётом его склонностей, интересов, уровня активности и заинтересованности.