Нина
Организация предметно-пространственной среды в группах раннего возраста с ЗПР в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС».
Ходырева Нина Владимировна
Учитель-дефектолог МАДОУ детского сада «Надежда»,
1квалификационная категория.
Слайд № 1
Организация предметно-пространственной среды образовательной области «Речевое развитие» в группах раннего возраста с ЗПР в соответствии с ФГОС.
Публикация «Организация предметно-пространственной среды в группах раннего возраста с ЗПР в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Слайд № 2 Актуальность.
В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, имеющих нарушения в развитии.
При работе с детьми с ЗПР проблема речевого развития является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
На современном этапе развития общества главной тенденцией выступает совершенствование общего и специального образования.
Слайд № 3 ФГОС.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Слайд № 4 Особенности речевого развития детей с ЗПР.
Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. Она участвует в формирование произвольной организации ВПФ, регулирует деятельность и поведение дошкольников. Для детей раннего возраста с ЗПР характерны особенности речевого развития (см. слайд).
Слайд № 5 Задачи построения речевой развивающей среды.
Предметно-пространственная развивающая среда для детей с ЗПР может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого малыша. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, в других видах деятельности зависит успешность ребёнка, его приятие сверстниками, а в дальнейшем – полноценное обучение в школе.
Одним из условий полноценного речевого развития детей является грамотно организованная развивающая предметно- пространственная среда в ДОУ.
Слайд № 6 Требования.
Создавая предметно-развивающую среду, мы учитывали требования ФГОС, отображая её во всех центрах группы, старалась сделать ее разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка.
Так же учитывали, что дети раннего возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (Полякова М. Н.).
Слайд № 7 Взаимодействие специалистов.
Коррекционно-развивающая работа проводится во взаимодействии со всеми специалистами дошкольного учреждения. Это особенно важно.
Слайд № 8 Предметно-развивающая среда.
В соответствии с ФГОС, одним из условием для развития речевой активности детей – создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами.
Предметно-развивающая среда в группе организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.
Слайд № 9 Познавательно-речевая зона.
Создана Познавательно-речевая зона, содержащая игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирования первичных представлений о цвете и форме предметов, а также уголок с пособиями для развития речевой активности.
Слайд № 10 Потешки, прибаутки, поговорки для детей.
Использование фольклора помогает малышу понимать родную речь, формирует звукопроизношение и вызывает положительные эмоции, что особенно важно в раннем возрасте.
Первое знакомство малыша с потешками и прибаутками происходит при умывании, одевании, кормлении, во время игры с ним.
С помощью потешек и песенок мы знакомим ребенка с явлениями природы и образным описанием животных: «Солнышко-ведрышко обогрело телят, ягнят, еще маленьких ребят»; «На небе появилась радуга-дуга, высока и туга»; «Коза рогатая»; «Курочка-рябушечка».
Слайд № 11 Слуховое восприятие.
С учетом того, что в этом возрасте у детей формируются сенсорные способности в группе достаточное количество постоянно заменяемых звучащих игрушек и предметов-заместителей.
Слайд № 12 Игры на развитие мелкой моторики.
Помня о том, что развитие речи непосредственным образом связано с развитием мелкой (пальцевой) моторики, мы большое внимание уделяем играм и пособиям для развития мелкой моторики.
Слайд № 13 Театральные игры.
Театральная зона включает: театр игрушки, настольный театр, плоскостной, бибабо, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на кеглях», «на палочках», «на перчатке», театр «заводных игрушек».
Особое значение мы уделяем театральным играм, проводимым, конечно, пока на самом элементарном уровне. Дети подражают героям сказок голосом, движениями в играх «Лиса и зайцы», «Мишка – косолапый» и т. д. Это требует должного оборудования (костюмы, маски, атрибуты).
Слайд № 14 Речевые игры.
Игра, предоставляет благоприятные условия для развития языка. Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными и проявлять речевую активность. Одним из условий развития речевой активности является организация совместной деятельности ребёнка со взрослым, доступной по форме и средствам. Это - пальчиковые игры, игры-поручения (Угости куклу чаем, Уложи куклу спать)и др.
Слайд №15 Развивающее пространство использования ИКТ.
В работе по развитию речи использую различные формы, приёмы и методы развития детей, а так же применяю современные образовательные технологии, включая информационные цифровые ресурсы. Создан банк мультимедийных презентаций по лексическим темам, что существенно развивает словарь детей. Информационные ресурсы используем для подбора дополнительного качественного разнообразного по содержанию познавательного и речевого материала.
Слайд №16 Методическое обеспечение.
При проектировании ППРС за основу мы взяли требования примерной общеобразовательной программы дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.
Слайд №17 Работа с родителями.
ФГОС направлен на решение такой задачи, как обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей.
Ведь самые чуткие, самые близкие ребёнку люди — родители, они всегда находятся рядом, и только они помогут создать максимально благоприятные условия для развития ребёнка. Поэтому - налаживание тесного контакта воспитателя с родителями является одним из главных условий для развития речевой активности ребёнка.
Слайд № 18 Результат.
Работа в данном направлении даёт положительную динамику. Набор детей раннего возраста мы проводим ежегодно. В этом учебном году к нам пришло трое неговорящих детей. К середине года у них присутствуют отдельные слова, дети обращаются с просьбами, стали появляться неполные предложения.
Таким образом, выполняя перечисленные условия мы не только развиваем речь ребёнка, но и способствуем его полноценному, всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС.
Слайд №19 Спасибо за внимание!