Балакина Надежда
Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание развивающей предметно – пространственной среды в группе раннего возраста».
В период раннего детства окружающая ребенка среда должна быть яркой, интересной, эмоциональной, мобильной, она несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка – она воспитывает и развивает его. У ребенка дошкольного возраста есть три основных потребности: в движении, общении, познании. Мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.
Публикация «Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста» размещена в разделах
При организации развивающей предметно-пространственной среды мы учитывали нормативные требования следующих документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпиде-миологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
РППС должна обеспечивать
• Возможность общения и совестной деятельности детей и взрослых.
• Возможность двигательной активности.
• Возможность уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда – это основа реализации образовательной программы дошкольного воспитания.
Мы работаем по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А., в которой вся психолого-педагогическая работа строится по пяти образовательным областям.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через решение следующих задач:
• Сенсорного развития
• Познавательно-исследовательской деятельности
• Знакомство с предметным окружением
• Знакомство с окружающим миром
Важной задачей при организации развивающей предметно-пространственной среды детей третьего года жизни является их сенсорное развитие, которое осуществляется в основном в предметной и ориентировочной деятельности. Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей прежде всего необходимо обеспечить детей соответствующими дидактическими игрушками и пособиями.
Дети нашей группы очень любят играть за дидактическим столом в такие игры как «Разложи шарики по цвету», «Почтовый ящик». Эти игры учат воспринимать форму, цвет и величину предметов. Очень много мозаик различной формы и величины, всевозможных пирамидок, шнуровок, целая коллекция матрешек, блоки Дьеныша. Есть в группе и дидактические игры по сенсорному развитию. Все игрушки яркие, что делает окружающую ребенка среду интересной и эмоциональной.
Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. И развивающая среда группы в этом им помогает. Через дидактические и настольно печатные игры происходит знакомство с окружающим миром и миром природы. В центре экспериментирования малыши знакомятся со свойствами песка, воды и снега. Очень любят дети играть с игрушками-представителями домашних и диких животных. У нас имеется богатая медиатека видеороликов, благодаря которой можно показать детям животных в природе, домашних животных на ферме, различные объекты природы и природные явления.
2-3 года – период осмысленной речи. Ребенку важнее смысл слова, а не то, как оно звучит. Целевые ориентиры образования в области речевого развития в младенческом возрасте : владеет активной речью, речь становится полноценным средством общения с другими детьми, проявляет интерес к стихам, сказкам, рассматриванию картинок, с пониманием следит за действиями героев кукольного театра, проявляет желание участвовать в театрализованных играх. Для полноценного речевого развития в группе созданы все условия : очень много книг с красочными иллюстрациями, различные виды театра, видеоролики по стихам А. Барто, потешкам, просматривая которые дети повторяют стишки. Очень нравиться детям играть с резиновыми игрушками, проговаривая отдельные слова и фразы за персонажей сказки.
Главной целью педагога в области физического развития детей раннего возраста является удовлетворение потребностей в движении. В нашей группе имеется необходимое оборудование, стимулирующее ребенка к двигательной активности. Благодаря трансформируемости и полифункциональности развивающей среды физическое развитие детей осуществляется полноценно и безопасно.
Социально-коммуникативное развитие непосредственно связано с ведущей деятельностью детей дошкольного возраста – игрой. Малыши познают правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
В ходе игры дети осваивают различные социальные роли. В группе есть полифункциональный модуль, состоящий из кухни, стиральной машины, холодильника и посудомоечной машины, мягкий конструктор, преобразующий пространство для игры в автобус, пароход, чемоданчик врача, слесаря.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
• Развитие продуктивной деятельности
• Развитие музыкально-художественной деятельности
• Развитие детского творчества
• Приобщение к изобразительному искусству
Рисование – это любимое занятие многих детей, начиная с раннего возраста. Малышам интересно наблюдать, как ложиться краска на листы бумаги, узнавать, как получаются кляксы или знакомые персонажи мультфильмов. Но больше всего их радует, когда все это они могут сделать сами. Карандаши, краски, фломастеры, раскраски – все находится в свободном доступе для детей. Очень нравится малышам рисовать штампами, трафаретами, пальчиками. Дети сами размещают свои творческие работы на мольберте. В раздевалке у нас есть стенд для выставок совместного творчества.
Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют атрибуты и наглядные пособия. Поэтому оснащение нашего музыкального уголка разнообразно и привлекательно, а самое главное доступно для детей. Кроме музыкальных игрушек у нас есть коллекция видеоклипов детских песенок, потешек, сюжетно-подвижных игр, играя в которые у малышей задействованы все органы чувств (вижу-слышу-двигаюсь и еще и пою)
Конструктивная деятельность оказывает положительное влияние на формирование игровой деятельности детей, так как, сооружая постройки из разных строительных материалов, они создают что-то новое, подбирают нужный материал для своей конструкции, планируют свои действия, пополняют знания о форме, величине, цвете и расположении предметов в пространстве, согласовывают свои действия с действиями товарищей. В группе достаточно разнообразных видов конструктора (пластмассовые, деревянные, «Лего», есть наборы маленьких машинок, зверей для обыгрывания построек.
Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей, и для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Благодаря совместной работе воспитателей и родителей, предметно-развивающая среда группы постоянно обогащается: в группу был приобретен телевизор, стенд для выставок совместного творчества, фотовыставок, на участке установлена горка. Силами родителей разбит роккарий, смастерили таксу-скамейку, покрасили все оборудование.
Родители становятся полноправными участниками педагогического процесса.
Интерес родителей и желание участвовать в жизни группы позволяет решать многие задачи по воспитанию, развитию детей и пополнению развивающей предметно-пространственной среды.