Зухра Алимова
Сообщение «Влияние предметно-пространственной развивающей среды на здоровье детей раннего возраста» (ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на тему :
«Влияние предметно-пространственной развивающей среды на здоровье детей в раннем возрасте»
(Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования)
Выполнила:
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №17»
комбинированного вида
Алимова Зухра Мансуровна
г. Дзержинск, 2015 год
ПЛАН:
1. Введение: влияние движений на развитие личности ребенка, взгляды специалистов на эту проблему.
Публикация «Сообщение „Влияние предметно-пространственной развивающей среды на здоровье детей раннего возраста“ (ФГОС ДО)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
2. Роль предметно-пространственной развивающей среды в укреплении здоровья детей раннего возраста в соответствии с ФГОС.
• Познание окружающего мира ребенком через действия.
• Принципы отбора физкультурного оборудования.
• Классификация физкультурного оборудования.
• Организация двигательной деятельности детей.
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы о физкультурном оборудовании в раннем возрасте.
• Рекомендации педагогом в использовании физкультурного оборудования для развития движений у детей раннего возраста (содержание предметно-пространственной развивающей среды).
3. Заключение.
1. Введение: влияние движений на развитие личности ребенка, взгляды специалистов на эту проблему.
Дайте ребенку немного подвигаться,
и он одарит вас десятью минутами
внимания, и, если вы сумеете ими
воспользоваться, они дадут в
результате больше целой недели
занятий.
К. Д. Ушинский.
Младенческий ранний возраст – наиболее ответственный период в жизни человека, в это время закладывается фундамент бушующей личности, формируются основы физического и психического здоровья.
Ученые, исследуя влияние двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность человека, сочли необходимым обратиться к раннему возрасту. В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни малыша в детском саду и семье. Этот ключ – движение!
Физиологи считают движения врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем детстве.
Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движения – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны в сердечнососудистой, дыхательной, нервной системами. Движение это эффективнейшее лечебное средство.
По мнению психологов: маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях.
Известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движения – важное средство воспитания.
Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка.
Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения.
Развивающая предметно-пространственная среда - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования учитывает:
1. Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
2. Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Стандарт направлен на решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие.
Принципы построения развивающей предметно – пространственной среды по ФГОС :
• ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ
• ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ
• ВАРИАТИВНОСТЬ
• НАСЫЩЕННОСТЬ
• ДОСТАТОЧНОСТЬ
• БЕЗОПАСНОСТЬ
2. Роль предметно-пространственной среды в укреплении здоровья детей раннего возраста.
• Познание окружающего мира ребенком через действия.
Движение – это жизнь, один из источников радости ребенка. Малыш начинает постигать окружающий мир именно через действие. Первые представления о мире, его вещах, и явлениях к ребенку приходит через движение его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. У ребенка развивается интеллект, психические процессы, восприятие, мышление, память, воображение, речь, личностные качества. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.
Познание окружающего мира идет через предметную деятельность. Ребенок на втором году жизни начинает самостоятельно ходить, получая удовольствие от движения; двигаясь, он ощущает себя самостоятельным, проявляет инициативу познания свойств и качеств предметов. Поэтому очень важно правильно организовать двигательную активность малыша, создать соответствующую предметно-развивающую среду вокруг него. Все предметы, применяемые в педагогическом процессе, выполняют двоякую функцию. С одной стороны, это объекты разнообразной двигательной деятельности детей, и, в тоже время, это средства для создания полноценных условий воспитания детей и их всестороннего развития.
В раннем возрасте широко используется интегрированный подход создания предметно-развивающей среды. Уголок физкультуры создается совместно с уголком конструирования. Значимость такого подхода заключается в том, что сенсорное и физическое развитие ребенка тесно взаимосвязаны, асам конструктор является хорошим стимулом к развитию движений у детей.
• Принципы отбора физкультурного оборудования в раннем возрасте таковы :
а) соответствие возрастным особенностям детей;
б) оригинальность в оформлении (уголок физкультуры может быть сюжетного типа или в виде движущегося животного);
в) эстетичность (яркость и крупность оборудования);
г) доступность и красота в использовании;
д) эммоциогенность, то есть способность вызвать у детей эмоциональный отклик, желание пользоваться оборудованием;
е) стабильность и динамичность, то есть физкультурный уголок находится в группе на постоянном месте, а само оборудование меняется в зависимости от целей занятий;
ж) незагроможденность, безопасность, легкость;
з) прочность изготовления;
и) гигиеничность.
• Классификация физкультурного оборудования:
а) по соотнесению с разными видами физических упражнений и игр;
б) по степени заданности и распространенности;
в) по конструктивным особенностям;
г) по функциональным свойствам;
д) по виду применяемого сырья;
е) по месту использования;
ж) по типу размещения;
з) по размерам;
и) по возрасту детей;
к) для занятий с детьми, имеющими отклонения.
• Организация двигательной деятельности детей.
Проанализировав временные к содержанию и методом обучения, реализуемые в дошкольном образовательном учреждении, мы видим, что сотрудники ДОУ должны создавать условия для развития предметного взаимодействия с детьми (сотрудничество). Предлагая детям различные образцы действий с предметами, не ограничивать любознательность детей, позволять им исследовать интересные для них предметы, помогать освоить действия с ними. Необходимо создавать условия для овладения детьми ходьбой, точной моторикой рук; организовывать свободное пространство таким образом, чтобы дети могли передвигаться по всей групповой комнате и имели доступ к спортивным снарядам.
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы о физкультурном оборудовании в раннем возрасте,
Расстановку оборудования в групповых площадках производят, компонуя в игровые комплексы.
Оборудование для развития движений.
Оборудование
Возраст
детей
1-2 года
2-3 года
(количество штук по групповой площадке)
1. Горка-манеж
1
1
2. Секция с гимнастической лестницей
1
3. Секция с набором элементов для игр с мячом
1
4. Лестничный наклон
1
Правила обработки физкультурного оборудования.
Физкультурное оборудование должно обрабатываться мыльным раствором два раза в день, промывается проточной водой и высушивается. Мягко-отбивные пособия кварцуются один раз в неделю, в течении 30 минут, а ленты, флажки, плетенные косички и другое стирается по мере загрязнения.
Рекомендации педагогом в использовании физкультурного оборудования для развития движений у детей раннего возраста (содержание предметно- пространственной развивающей среды).
Педагогам необходимо помнить, что в уголке физкультуры:
а) должно использоваться как традиционное, так и не традиционное оборудование;
б) должны присутствовать конструкторы, игрушки с сигналами, машины, каталки, велосипед для стимулирования двигательной активности детей;
в) должно быть оборудование для индивидуально-дифференцированной работы, так как в группе встречаются дети с различным уровнем развития и разной группой здоровья;
г) должно быть оборудование для закаливания и профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки.
Указанное оборудование должно непременно нести в себе многовариативность форм и размещения в пространстве, легко трансформироваться, занимать не много места при хранении, быть безопасным в применении и незагроможденным, вызвать у ребенка желания выполнять различные движения и действия. Прочность, гигиеничность, изящество, легкость – обязательные требования, предъявляемые к такому оборудованию. Многое можно изготовить своими руками с минимальными материальными затратами.
3. Заключение.
Предметная-пространственная среда стимулирует поисковую активность маленького человека, побуждает к познанию мира, предметов, явлений, а так же человеческих отношений и самого себя, своих возможностей.
Библиография:
1. Федеральный государственный образовательный Стандарт
дошкольного образования, Москва 2014.
2. Ануфриева А. и Митюкова О. «Игры и занятия для малышей» Горький 1967г.
3. «Воспитание и развитие детей раннего возраста» под редакцией Ляминой Г. М. Москва 1981г.
4. Лайзане С. Я. «Физическая культура для малышей». Пособие для воспитателей детского сада. Москва 1978г.
5. «Обучение детей в дошкольных учреждениях села», под редакцией Алексеевой А. С. Москва 1990г.
6. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А, Рунова М. А. «Физкультурно-игровое оборудование для ДОУ» Москва 1999г.
7. Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3 лет. Григорьева Г. Г. Москва 2000г.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду. Ответственный редактор Васильева М. А. Москва 1987г.
9. Временные требования к содержанию и методам обучения, реализуемые в ДОУ.
10. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». Составитель Русскова Л. В. Москва 1986г.
11. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы о физкультурном оборудовании в раннем возрасте.
12. Аксенова Н., Шестова А. «Физическое воспитание детей в раннем возрасте». Журнал «Ребенок в детском саду» №1 2001г.
13. Аксенова Н., Шестова А. «Физическое воспитание детей в раннем возрасте». Журнал «Ребенок в детском саду» №2 2001г.