Марина Вилкова
Организация предметно-пространственной среды для речевого развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Публикация «Организация предметно-пространственной среды для речевого развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Речь - одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Хорошая речь — это залог успешного обучения детей в школе. Детский сад - это первая ступень системы образования, и на педагогов ложится огромная задача заложить основу, базис личностной культуры.
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.
Работая над развитием речи дошкольников, я ставлю перед собой цель: способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
• создать в группе развивающую речевую среду;
• развивать произносительную и связную сторону речи;
• активизировать словарь детей;
• формировать грамматический строй речи;
• развивать мелкую моторику руки.
Работу я веду по следующим направлениям:
• диагностика речевого развития;
• создание предметно-развивающей среды в группе;
• интеграция занятий по развитию речи с занятиями познавательной, художественно-эстетической направленности;
• взаимодействие с родителями.
Свою работу по развитию речи я провожу в системе охватывающей все её стороны, речевые задачи решаю в процессе интеграции с другими видами деятельности.
Интеграция помогает мне осуществить нормальное функционирование речи в жизни детей и значительно повысить эффективность и результативность моей работы по развитию речи.
Как загораются глаза детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда я говорю «Сейчас мы с вами, дети, поиграем!» Здесь даже не надо быть психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка. Игровые приёмы помогают сделать задания для детей привлекательнее. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими, формируется связная речь. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при этом именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотят действовать правильно.
Участие воспитателя в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Педагог должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения, разговаривать с ребятами по существу их игр, влиять на обогащение языка воспитанников.
Занимательные игры я использую в совместной деятельности в группе и на прогулке, предлагаю в самостоятельной деятельности.
В своей группе я оборудовала игровые уголки, где можно развернуть сюжетно - ролевые игры "Семья", «Больница», "Парикмахерская», и др. Для совместных игр мальчиков создала условия для конструктивных игр (со строителем, модулями) и ролевых – «Водители», «Строители» и др.
Для создания интереса к решению умственных задач, развитию произвольного внимания, выработке выдержки, самообладания использую различные дидактические игры. («Чем можем – поможем», «Хорошо – плохо» на развитие представлений о добрых и недобрых делах и поступках).
Игры «Профессии», «Кукольный детский сад», «Куда едут машины», «Музыка для кукол», «Распутай путаницу», «Что из чего сделано», «Кем быть?» и др. помогают углублять представления о труде взрослых, представлениях детей о различных материалах, из которых сделаны предметы, свободно пользоваться предметами по назначению в сюжетно – ролевых играх
Для развития формы речевых высказываний использую речевые игры : «Кукла сломалась», «Что делает?», «Чьи вещи?», «Скажи наоборот», «Как появляется одежда» и др. Они упражняют детей в обращении с просьбой о помощи, согласовании слов в роде и падеже, умении составлять сложное предложение.
Чтобы помочь детям понять, кто такой друг, как играть с другом мы использовали различные игровые ситуации: "Ласковые слова", "Позови друга", «Солнечный зайчик», «Сладкая проблема». Очень понравилось детям упражнение "Птенчики", которое помогло проявить и пережить чувство заботы.
В работе на сближение детей, развитию доверия использую игры «Доброе животное», «Паровозик».
Тактильные контакты друг с другом помогают сплочению детского коллектива, учат понимать чувства других, физическому выражению своих чувств, оказывать поддержку и сопереживать. Среди эффективных форм взаимодействия с детьми по развитию навыков общения можно отметить: игровые и бытовые ситуации «Идем в гости», "Отмечаем день рождения" (здесь и этикет и культура общения, встречи гостей и сближении детей). Мы с ребятами часто рассматриваем картины, отражающие знакомые для ребёнка жизненные ситуации, демонстрирующие поведение ребёнка (тревогу, волнение, физическую боль, огорчение и обиду) и реакцию окружающих сверстников на эти состояния. Читаем произведения о дружбе, взаимопонимании, взаимопомощи.