Марина Гончарова
Значение предметно-пространственной среды для активизации речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой, это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через правильную организацию обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение. Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли. В тоже время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Публикация «Значение предметно-пространственной среды для активизации речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно созданная речевая среда помогает развивать интересы, способности каждого ребёнка, стимулирует активность, самостоятельность и даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Ежедневно изо дня в день ведётся работа по развитию речи. Обращаясь к детям с вопросами, загадывая загадки, разбирая поговорки, формируем мышление
и воображение ребёнка, умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать.
Активизировать речевое развитие помогают дидактические игры во всём их многообразии, которые способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Именно благодаря им у ребёнка происходит становление культуры речи и общения, формируется интонационно-динамическая выразительность речи, её темпоритмические качества. Такие игры как: «Доскажи словечко», «Что я видел?», «Упрямые слова» вырабатывают у детей чёткость произношения каждого слова, правильность ударения в слове, грамотность, ясность, умение, верно, формулировать свою мысль, чтобы быть понятыми другими. Игры «Вкусные слова», «Чудесный мешочек», «Шкатулка умных слов» развивают грамматический строй речи, обогащают словарный запас, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственно речевую активность ребёнка. Игры: «Угадай, кто это?», «Когда это бывает?», «Угадай, что мы задумали» и другие помогают детям сочетать речевые и неречевые средства общения – жесты, мимику, пластику. Занимательные игры-головоломки «Построй пирамиду» упражняют дошкольников в определении количества звуков и слогов в словах. Игры- небылицы «Что перепутал художник», игры-картинки по типу «Найди отличия» развивают чувство юмора, критичность ума, умение кратко построить высказывание. Для правильного речевого дыхания используются артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки, игры на звукоподражания (альбом «Говори правильно). Для активизации речевого развития детей на занятиях по развитию речи используются упражнения и игры (картотека словесных речевых игр, которые направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Эти задачи решаются путём создания проблемных ситуаций, поиску решения проблем, развивают у детей внимание к слову, побуждают обосновывать свои суждения, помогают осваивать нормы вежливого речевого общения. Чтение литературных произведений помогают детям осознавать поступки героев, проявлять внимание к литературному языку, понимать средства речевой выразительности. С этой целью оформлен книжный уголок. Собраны произведения о мире, о природе, о животных, помогающие любить и беречь Землю, охранять жизнь на нашей планете. Поэтические произведения великих поэтов: А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С Есенина, И Бунина и др. читаются неоднократно, задушевно и вдохновенно. Каждое знакомство с произведениями сопровождается иллюстрированным материалом: альбомы «Времена года», «Творчество и жизнь писателей», иллюстрации к художественным произведениям, портреты детских писателей. Для закрепления знаний оформляются тематические выставки с рисунками и придуманными рассказами детей, изготовляются альбомы в форме дерева с рассказами о природе, в форме яблока с рассказами о фруктах, которые впоследствии используются в работе. Один из любимых жанров наших детей – это весёлые озорные рассказы и стихи, потешки, небылицы, назначение которых не только позабавить, рассмешить ребёнка, но и приобщить его к живой и выразительной речи.
Велико значение театрализованной игры для речевого развития детей. С этой целью организована музыкально-театральная зона, в которой подобраны соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных персонажей, музыкально-дидактические игры, музыкальные инструменты, разные виды театров. Ярко и красочно оформлен многофункциональный подиум «Фабрика звёзд», который используется при организации нетрадиционных занятий, на вечерах досуга, в организации сюжетно-ролевых игр, для показа кукольного театра Здесь совершенствуются умения вести диалоги и монологи, осваивается выразительность речи.
Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли, быть общительным помогает «Уголок развития речи», в котором имеются: магнитная азбука, разные виды азбуки (разрезные, кубики, плакаты, развивающие игры («Всезнайка», «буквенные фризы», познавательный материал, настольно-печатные игры, кассы букв, схемы для составления рассказов, игры на развитие ручной умелости, заготовки для штриховки, перфокарты, дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволока, камушки, песок, пластилин).Для всестороннего развития речи имеется «Уголок читаем сами» с детскими журналами, красочными книгами с крупным шрифтом, книгами с развивающими заданиями.
В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как мы говорим с детьми, сколько внимание уделяем речевому общению с ними, во многом зависит успех дошкольников в усвоении языка. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития ребёнка- ещё одно необходимое условие. С этой целью в «уголке для родителей» размещаются: советы по словарной работе, рекомендации по заучиванию стихотворений, листовки с рекомендациями «Как правильно читать книгу детям», информации о способах игрового и речевого общения, подбирается методическая литература по проблемам развития речи. Таким образом, стараясь найти разные формы приобщения детей к речевому развитию, обновляя и пополняя речевую среду, мы шаг за шагом преодолеваем сложный процесс формирования правильной образной речи детей, который начинается в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.